sum-naukaperm.ru

Публичные услуги правовое регулирование. Рынок публичных услуг

"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств.

1)Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет.

2)Многофункциональный центр - российская организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

3)Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Заявителям обеспечивается доступ к государственным и муниципальным услугам. Заявитель подает запрос и иные документы необходимые для предоставления гос-ых или мун-ых услуг. Прием таких запросов и документов осуществляется с использование единого портала гос. и мун. Услуг. Далее происходит взаимодействие органов предоставляющих гос. и мун. услуги и заявитель получает результат предоставления государственной или муниципальной услуги.(С многофункциональным центром тоже самое происходит).

Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме устанавливаются Правительством РФ.

Универсальная электронная карта должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения:

2) фотографию заявителя

3) номер универсальной электронной карты и срок ее действия;

4) контактную информацию уполномоченной организации субъекта Российской Федерации;

5) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.


26 вопрос.

В интернете находится огромное количество СМИ как зарегистрированной, так и нет. Любой желающий имеет доступ к такой информации. Так же любой желающий может создать сайт, деятельность которого будет похожа на работу СМИ. Все это порождает большое количество проблем правового регулирования деятельности СМИ в интернете.

Работающие в зарегистрированных система Интернет СМИ авторы они обладают такими же права, как и обычные журналисты, и должны выполнять те же обязанности, и могут быть привлечены к ответственности за правонарушение в сфере деятельности СМИ. К СМИ принадлежат сайты интернета, зарегистрированные в качестве СМИ, и к ним применимы нормы закона РФ « О СМИ»

К размещению информации в сети интернет, относится не только размещение информации на сайтах, а так же посредством её размещения через электронную почту, или аську.

Другие авторы считают, что Интернет сайт по общему правилу, не является СМИ и не подлежит регистрации в качестве таково во, а создание и введение без регистрации в качестве СМИ не содержит признаков административного правонарушения.

СМИ и работающие в них журналисты являются институтом гражданского общества, у них есть свои определенные обычаи и правила.

Главным препятствием к осуществлению регулирования является природа интернета, которая затрудняет отделение сайтов о СМИ, Второе это не совершенствование законов, которые не учитывают специфику Интернета – СМИ.

27 вопрос.

За последние 15 лет, произошло бурное развитие информационного законодательства. В настоящее время сформирован комплекс федеральных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации которые в котором сформулирован комплекс развития информационного законодательства.

В качестве способа решения указанной проблемы целесообразно разделить направления правового регулирования информации на два блока. В первый блок следует включить вопросы, которые составляют ядро сферы информации, правовое регулирование которых в основном не выходит за ее рамки. Ко второму блоку должны быть им отнесены вопросы, которые составляют предмет регулирования иных сфер, но имеющие принципиальное значение и для правового регулирования сферы информации и информатизации.

Одним из документов, направленных на выработку согласованной государственной политики в сфере информационного законодательства, является утвержденная 9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В ее развитие был разработан документ рекомендательного характера под названием "Основные направления нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации". Указанный документ определял первоочередные меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности по пяти основным направлениям.

Предпринято достаточно большое количество мер по совершенствованию информационной безопасности в области конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, такие законопроектами как фз: "О персональных данных" ; "О праве на информацию" ; "О коммерческой тайне".

Сказывается отсутствие структурного центра, который мог бы устанавливать приоритеты среди информационных проблем, мобилизовать научные и организационные возможности для решения законотворческих вопросов. Распыление информационной проблематики по ряду комитетов в Государственной Думе, ведомственный подход к задачам в области нормотворчества в Государственном Комитете РФ по телекоммуникациям, фрагментарные решения Министерства науки и технологий РФ не обеспечивают необходимую координацию.

Обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, охватывающих значительную сферу общественных отношений (отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства);

Обычно содержит нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни;

Включает в себя проверенные практикой действующие нормы и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

Содержит более устойчивые и стабильные нормы, рассчитанные на длительный период их действия;

Представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построения системы нормативных предписаний, а также удобство их использования

Одной из предпосылок кодификации является развитое состояние действующего информационного законодательства. Представляется, что для полноценного кодифицированного нормативного правового акта еще не созрели научные и нормотворческие условия.

Научные условия: создание научно-обоснованной концепции ИК РФ

Нормотворческие условия: развитие базовых законов

28 вопрос.

Тайна – это то, что защищается правом, а значит и силой государства. Но это не материальные объекты, а информация или применяемый в праве более точный термин - сведения. Таким образом, тайна – сведения, разглашение которых может нанести вред, способствовать наступлению неблагоприятных последствий для конкретного лица, физического или юридического, государства, выраженного в материальных или нематериальных потерях, ущербе, размер которого подлежит исчислению.

Тайны бывают трех видов:

1. Связанная физическим лицом (личная, семейная, тайна усыновления и т.п.)

2. Связанная юридическим лицом (коммерческая тайна, банковская тайна и т.п.)

3. Связанная с деятельностью государства (государственная тайна)

Разглашения личной тайны наносит вред конкретному человеку, разглашение государственной тайны наносит вред всем гражданам государства. Ограничение этих прав связано с деятельность правоохранительных органов, которые могут лишь по решению компетентных органов (например, суда.прокурора) изъять данные, касающихся конкретного человека, но не могут оглашать эти данные, если это связано с защитой интересов личности.

Место в информационном обществе нужно сказать про законы (ФЗ о гос. Тайне, ФЗ о КОМЕРЧЕСКОЙ) , про законы, про ответственность за разглашения. + развитие инф. Общество связано с распространение информации, раздуть про то, что если все будет известно, это будет препятствовать, тормозить развитие.

29 вопрос.

Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию составляющею государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация). Конфиденциальная информация – персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, и сведения о сущности изобретения.

Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа регулируется административным и уголовным кодексом.

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

30 вопрос.

Определение государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» - защищаемые государством сведения в области его специфической деятельности, связанной с обеспечением безопасности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К сведениям, составляющим государственную тайну (ГТ), относятся сведения о деятельности:

военной, (сведения военного характера, специально охраняемые государством о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.)

внешнеполитической, (сведения в области внешней политики и экономики: то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам)

экономической, (то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности, о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов)

разведывательной,

контрразведывательной

оперативно-розыскной.

то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

31 вопрос.

Условия допуска к государственной тайне. ФЗ о «государственной тайне».

Допуск к государственной тайн е -процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим ГТ, а организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к ГТ-санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями , составляющими государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Процедура оформления допуска к ГТ - сложный юридический состав, элементами которого являются:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные, временные ограничения прав;

Письменное согласие на проведение проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством РФ о государственной тайне;

Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие решения руководителем органа государственной власти (УФСБ) или организации о допускеоформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Особый порядок допуска к государственной тайне
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

32 вопрос.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

Выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;

Наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

Наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне3;

Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

33 вопрос.

Служебная тайна – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности, органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организации предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а так же конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в установленном законном порядке.

Конфиденциальность – состояние защищенности от третьих лиц (ограниченности распространения)

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется гриф (пометка) «Для служебного пользования» (ДСП)

Необходимость проставления грифа ДСП на документах и изданиях, содержащих служебную информацию, определяется исполнителем и должностным лицом,подписывающим или утверждающим документ.

Не может быть отнесена к служебной тайне информация:

Акты законодательства, устанавливающие правовой статус граждан и государственных органов;

Сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

Описание структуры органа исполнительной власти, его функций и форм деятельности, а также его адрес;

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

Сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

Документы с грифом ДСП:

Печатаются в машинописном бюро (МБ)

На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа

Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет

Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах

Учитываются отдельно от несекретной документации и передаются работникам подразделений под расписку

Пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями

Размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя

Хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

34 вопрос.

Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(Гусева Т. С.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 1)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Т. С. ГУСЕВА

Гусева Т. С., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Института истории и права Пензенского государственного педагогического университета, кандидат юридических наук.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако данная норма не может быть реализована в полном объеме без закрепления минимальных социальных стандартов. К сожалению, федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах» до настоящего времени не принят, хотя его проект был разработан в начале 90-х годов. С. В. Калашников отмечает, что еще со времен СССР в России существует тенденция подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие контролировать ответственность государства показатели на технические индикаторы. При использовании в качестве стандартов технических характеристик (число жителей на одну аптеку, наполняемость классов в образовательной школе и т. д.) отсутствуют реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. При использовании сущностных показателей социальная деятельность государства приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества <1>. ——————————— <1> Калашников С. В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 83.

Разделяя позицию С. В. Калашникова, представляется важным отметить практическую возможность привлечения к ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за несоблюдение государственных социальных стандартов. При этом под государственными социальными стандартами понимаются устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих ориентирами для государственной экономической и социальной политики. А. В. Аронов рассматривает государственные социальные стандарты как необходимое условие оптимизации выполнения социальных обязательств государства и проведения эффективной социальной политики в целом <2>. Безусловно, для всех сфер социальной политики необходимо выработать государственные стандарты. Объектом исследования в этой статье будет только одно из направлений социальной политики — область социального обеспечения. ——————————— <2> Аронов А. В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой. М: РАГС, 2003. С. 58.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, но при этом не содержит каких-либо указаний на размеры государственных пенсий и пособий. Конституционная норма почти дословно воспроизводит положения ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., о праве каждого на социальное обеспечение, за исключением следующего положения: «Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума». Отсутствие данного положения в Конституции РФ негативно отражается на фактически сложившейся ситуации в сфере социального обеспечения. В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, установленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ» <3>. Е. Г. Азарова и Т. К. Миронова отмечают, что при разработке методики подсчета этого минимума особо подчеркивалось, что он предназначен для кризисного периода после беспрецедентного повышения цен в связи с либерализацией Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 <4>. ——————————— <3> Российская газета. 1997. 29 окт.; 2000. 30 мая; 2004. 31 авг. <4> Азарова Е. Г., Миронова Т. К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирцева, Ю. П. Орловского. М., 2004. С. 598 — 599.

Прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум должен определяться ежеквартально в целом по России и в каждом субъекте РФ. В соответствии со ст. 2 указанного Закона прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования установленных на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначен для оценки уровня жизни населения субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов РФ. Несмотря на очевидность того, что МРОТ, минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку в этом случае физическое выживание просто невозможно, суммы пенсий, пособий, стипендий, получаемые гражданами, значительно ниже прожиточного минимума. Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в III квартале 2003 г. составило 19,4% (в III кв. 2001 г. — 18%); минимального размера выплат пенсионерам с их прожиточным минимумом — 40,7%; ежемесячного пособия на ребенка с прожиточным минимумом для детей — 3,4% (в 2001 г. — 4,8%) <5>. ——————————— <5> Григорянц Г. Н., Замараева З. П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М., 2004. С. 21 — 22.

В настоящее время провести аналогичный анализ не представляется возможным. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по России не устанавливалась, хотя Закон «О прожиточном минимуме в РФ» не отменен. Означает ли это, что федеральные власти не желают ориентироваться даже на минимальные стандарты в области социального обеспечения и снимают с себя всю ответственность за социальное благополучие населения? Это особенно тревожно в условиях вымирания населения России. Численность населения в Российской Федерации за последние 20 лет (с 1996 по 2006 гг.) снизилась на 5,5 млн. человек. Возрастает число лиц, не способных заработать себе на жизнь в силу возраста и состояния здоровья и нуждающихся в социальном обеспечении. Представляется необходимым разработать и ввести в действие государственные социальные стандарты в каждой области социального обеспечения. Ориентирами в их разработке должны стать не только минимальные социальные гарантии (такие как прожиточный минимум), но и средние социальные стандарты, позволяющие не только выживать, но и обеспечивать приемлемый уровень жизни. В пенсионном обеспечении размер базовой части трудовой пенсии по старости должен быть не ниже прожиточного минимума, а общая сумма пенсии должна быть приближена к величине средней заработной платы по стране. В обеспечении социальными пособиями необходимо выработать минимальные размеры каждого вида государственного пособия, но они должны быть не ниже прожиточного минимума для неработающих граждан и не ниже среднего заработка по месту работы для граждан, имеющих работу. В области социального обслуживания ориентиром должен быть набор бесплатных для населения услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. В области здравоохранения необходимо разработать перечень видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно. Не менее важно и то, что обо всех этих стандартах необходимо информировать население при помощи СМИ. Сделав область государственных стандартов в сфере социального обеспечения открытой для контроля со стороны населения, можно рассчитывать на действенность этих нормативов.

——————————————————————

Одна из самых распространенных классификаций публичных услуг - это классификация в зависимости от области, в которой происходит их реализация. В рамках указанной классификации выделяют медицинские, образовательные, коммунальные, информационные, финансовые и другие услуги.

Также предлагается несколько возможных подходов к определению видов публичных услуг, в основу одного из них положен принцип их востребованности . К такому виду услуг относятся: необходимые услуги (к ним можно отнести бытовые, финансовые, коммунальные); законные (они обязательны для субъектов, предоставляющих услуги, например, услуги, связанные с предоставлением земельных участков из публичной собственности, регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, постановкой объектов недвижимости на государственный кадастровый учет); реализуемые (реальные) услуги (Рисунок 1).

Рисунок 1- Виды публичных услуг

На сегодняшний день не существует единой классификации публичных услуг, поскольку отсутствуют теоретические разработки по определению их характеристик. Однако публичные услуги - это та правовая категория, которая реально существует, обладает устойчивыми признаками и требует определенной систематизации.

Прежде чем определить виды публичных услуг, необходимо выделить специфические черты указанной правовой категории. Исследования совокупности публичных услуг позволяют выделить следующие их отличительные признаки :

· публичные услуги направлены на удовлетворение общественных интересов (обеспечение общественной безопасности, экономических интересов, конституционного строя и т. д.);

· порядок оказания публичных услуг осуществляется путем государственно-правового регулирования;

· для предоставления публичных услуг разрабатываются и внедряются стандарты их оказания;

· публичные услуги предоставляются специально уполномоченными на то органами и учреждениями неограниченному кругу субъектов.

Рисунок 2 – Классификация публичных услуг по субъектам и источнику финансирования

С учетом данных признаков можно определить виды публичных услуг. В первую очередь публичные услуги можно классифицировать с учетом предоставляющих их субъектов (Рисунок 2):

· услуги, предоставляемые органами государственной власти (государственные услуги);

· услуги, предоставляемые органами местного самоуправления (муниципальные услуги);

· услуги негосударственного сектора (предоставляются и оказываются коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) или общественными организациями).

По субъектам, получающим услуги, следует различать:

· услуги, направленные на удовлетворение интересов физических лиц

(коммунальные услуги, бытовые услуги, социальные услуги);

· услуги, направленные на удовлетворение интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача лицензий и т. п.);

· услуги, направленные на удовлетворение интересов как физических, так и юридических лиц (регистрация прав на недвижимое имущество, кадастровый учет объектов недвижимого имущества и иные).

Важным с экономической точки зрения является такой признак публичных услуг, как источник их финансирования, поскольку все публичные услуги имеют определенную стоимость. В связи с этим традиционно выделяют услуги, которые являются платными для получателя, и бесплатные услуги.

Следующая классификация имеет большое значение при составлении реестров государственных и муниципальных услуг, и, соответственно, представляет наибольший практический интерес. В соответствии с ней публичные услуги можно разделить на виды в зависимости от области их предоставления (Рисунок 3):

· Услуги в области землепользования. К ним можно отнести услуги по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности, по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, по регистрации прав на земельные участки.

Рисунок 3 - Классификация публичных услуг в зависимости от области их предоставления

· Услуги в области природопользования, например, государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и др.

· Услуги в области предпринимательской деятельности, к примеру, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

· Услуги в области социальных отношений (социальные услуги).В зависимости от назначения социальные услуги, в свою очередь, могутподразделяться на следующие виды: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социально-медицинские, направленные на поддержаниеи улучшение здоровья граждан; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня граждан; социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1 (255).

Право. Вып. 31. С. 36-38.

Е. Н. Маланина

КЛАССИФИКАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ

Рассматриваются критерии и виды публичных услуг, оказываемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Отмечаются недостатки действующей отечественной системы предоставления публичных услуг, предлагается ряд конкретных мер по их устранению.

Ключевые слова: публичные услуги, государственные услуги, муниципальные услуги, классификация услуг, субъекты оказания публичных услуг, реестр государственных и муниципальных услуг.

Классификация (лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) представляет собой многоступенчатое деление логического объема понятия или какой-либо совокупности единиц на систему соподчиненных понятий или классов объектов, целью которого является установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания мно-жества1. Классификация является одним из важнейших инструментов методологии теории права, позволяющих упорядочить по определенным признакам и критериям множество правовых явлений и процессов, выявить их сущность, отсечь в них все случайное и субъективное. В российской правовой науке неоднократно предпринимались попытки определить виды публичных услуг путем выделения таких критериев, как субъекты оказания публичных услуг, содержание публичных услуг, сложность публичных услуг и т. д.

Одна из самых распространенных классификаций публичных услуг - это классификация в зависимости от области, в которой происходит их реализация. В рамках указанной классификации выделяют медицинские, образовательные, коммунальные, информационные, финансовые и другие услуги.

А. В. Нестеров предлагает несколько возможных подходов к определению видов публичных услуг, в основу одного из них положен принцип их востребованности. К такому виду услуг относятся:

необходимые услуги (к ним можно отнести бытовые, финансовые, коммунальные);

законные (они обязательны для субъектов, предоставляющих услуги, например, услуги, связанные с предоставлением земельных участков из публичной собственности, регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, постановкой объектов недвижимости на государственный кадастровый учет);

реализуемые (реальные) услуги2.

Приведенные выше позиции не охватывают все юридически значимые критерии классификации публичных услуг, но, безусловно, представляют определенный научный интерес.

На сегодняшний день не существует единой классификации публичных услуг, поскольку отсутствуют теоретические разработки по определению их характеристик. Однако публичные услуги - это та правовая категория, которая реально существует, обладает устойчивыми признаками и требует определенной систематизации.

Прежде чем определить виды публичных услуг, необходимо выделить специфические черты указанной правовой категории. Исследования совокупности публичных услуг позволяют выделить следующие их отличительные признаки:

публичные услуги направлены на удовлетворение общественных интересов (обеспечение общественной безопасности, экономических интересов, конституционного строя и т. д.);

порядок оказания публичных услуг осуществляется путем государственно-правового регулирования;

для предоставления публичных услуг разрабатываются и внедряются стандарты их оказания;

публичные услуги предоставляются специально уполномоченными на то органами и учреждениями неограниченному кругу субъектов.

Определив общие признаки публичных услуг, можно перейти к их классификации. В первую очередь публичные услуги можно классифицировать с учетом предоставляющих их субъектов:

1) услуги, предоставляемые органами государственной власти (государственные услуги);

2) услуги, предоставляемые органами местного самоуправления (муниципальные услуги);

3) услуги негосударственного сектора (предоставляются и оказываются коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) или общественными организациями).

По субъектам, получающим услуги, следует различать:

1) услуги, направленные на удовлетворение интересов физических лиц (коммунальные услуги, бытовые услуги, социальные услуги);

2) услуги, направленные на удовлетворение интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача лицензий и т. п.);

3) услуги, направленные на удовлетворение интересов как физических, так и юридических лиц (регистрация прав на недвижимое имущество, кадастровый учет объектов недвижимого имущества и иные)3.

Представляется важным с экономической точки зрения такой признак публичных услуг, как источник их финансирования, поскольку все публичные услуги имеют определенную стоимость. В связи с этим традиционно выделяют услуги, которые являются платными для получателя, и бесплатные услуги.

Перечень платных услуг в настоящее время определен на федеральном уровне, составляет девятнадцать групп и является исчерпывающим. К платным услугам, например, относятся: государственная экологическая экспертиза; санитарноэпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок; государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; государственная экспертиза проектной документации4.

К организациям, оказывающим платные услуги, относятся федеральные органы исполнительной власти (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Платные услуги не могут оказываться иными организациями. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что остальные услуги должны быть оказаны на безвозмездной основе. Бесплатные для получателя услуги могут финансироваться за счет средств государственного бюджета всех уровней, муниципального бюджета, государственных внебюджетных фондов - это так называемые бюджетные услуги.

Наконец, приведем классификацию, которая, как мы считаем, имеет большое значение при со-

ставлении реестров государственных и муниципальных услуг, и, соответственно, представляет наибольший практический интерес. В соответствии с ней публичные услуги можно разделить на виды в зависимости от области их предоставления:

1. Услуги в области землепользования. К ним можно отнести услуги по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности5, по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, по регистрации прав на земельные участки.

2. Услуги в области природопользования, например, государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и др.

3. Услуги в области предпринимательской деятельности, к примеру, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

4. Услуги в области социальных отношений (социальные услуги). В зависимости от назначения социальные услуги, в свою очередь, могут подразделяться на следующие виды: социально -бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социальномедицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня граждан; социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан6.

Таким образом, комплексное исследование правовой природы и отличительных признаков публичных услуг позволяет классифицировать их по нескольким отмеченным нами критериям.

Такая классификация представляется необходимой в условиях интенсивно развивающегося законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением публичных услуг на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»7 и ряда других нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания государственных и муниципальных услуг, повышает актуальность поиска научно обоснованных критериев и способов их классификации. В то же время научная деятельность отечественных правоведов по установлению критериев публичных услуг находится на начальной стадии этого сложного, и, как представляется, важного процесса. Решение задачи по четкой классификации публичных услуг позволит преодолеть существующие бессистемность и противоречивость в работе законодателя по дальнейшему развитию механизма правового регулирования государственных, муниципальных и иных ви-

дов услуг в различных сферах жизнедеятельности общества.

Примечания

1 См.: Социология: энциклопедия / сост. А. А. Гри-цанов, В. Л. Абушенко, Г. В. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. М., 2003. С. 325.

2 См.: Нестеров, А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Гос. власть и местное самоуправление. 2005. № 11. С. 12.

3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/law/interview/dukanov2.html

4 Постановление Правительства РФ «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг» от 2 декабря 2009 г. № 984 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 49. Ст. 5983.

5 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЭ // Там же. 2001. № 44. Ст. 4147.

6 См.: Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 521432003. М., 2004.

7 Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 июля.

Методические комментарии

Общественные блага – это товары и услуги, созданные вне рыночного сектора экономики. Это вполне реальные экономические блага, обладающие полезностью для потребителей. Создание общественных благ требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. Общественное благо, в отличие от частного блага, это блага, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

Общественное благо отличается двумя свойствами:

несоперничеством в потреблении,

неисключаемостью.

Комплексная характеристика общественных благ:

1) неконкурентность в потреблении,

2) неисключаемость из потребления,

3) неизбирательность в потреблении (означает, что потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает его доступности для других),

4) создание положительного внешнего эффекта,

5) коллективность в потреблении (совместное потребление общественных благ),

6) неделимость (в отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям).

Публичные блага и услуги. В отличие от чисто общественных благ публичные услуги являются индивидуализированными благами, предоставляемыми органами государственной власти и управления физическим и юридическим лицам в физической форме, как правило, в форме взаимодействия с гражданами.

Примерами п убличных услуг являются:

Выдача документа о внесении в реестр собственников жилья в департаменте муниципального жилья,

Услуги ТБИ,

Рассмотрение ходатайств и уведомлений о проведении сделок экономической концентрации в порядке применения мер антимонопольного контроля,

Специализированные регистрации на рынке ценных бумаг,

предоставление справок об отсутствии задолженности при регистрации юридического лица.

Теоретический подход заключает в четкой спецификации услуги.

Эмпирический подход состоит в определении функций, связанных с предоставлением публичной услуги

Признаки:

По форме осуществления - взаимодействие с юридическими и физическими лицами,

Обязательность юридически оформленного договора предоставления

Публичная услуга характеризуется навязываемостью и принудительностью предоставления и потребления,

Сфера распространения публичных услуг связана со спецификацией и защитой прав собственности физических и юридических лиц. Сферы социальной защиты населения, здравоохранения, образования могут рассматриваться как базовые сферы оказания публичных услуг,

Сочетание платности и бесплатности предоставления (платность в том случае, если государственные органы власти могут передавать их предоставление частным организациям, отобранным по конкурсам),



Регламентация процесса предоставления услуг по ключевым характеристикам: цена, время, организационные стандарты предоставления (регламент предоставления),

Международные общественные блага - потребляемые странами совместно, доступны всему населению, предоставляются нескольким странам, отдельным регионам.

Международное антиблаго – международный терроризм, неконтролируемая торговля вооружением, наркобизнес, ухудшение климата на земле, разжигание межнациональной ненависти.

Примеры – (международная стабильность, экологическая безопасность, локализация болезней массового распространения)

Классификация международных общественных благ

- по сфере охвата и распространения эффектов от производства международных общественных благ

Глобальные (чистые) МОБ – пользуются все на основе принципа неисключаемости (защита озонового слоя, международная безопасность, международная стабильность, экологическая безопасность, локализация болезней массового распространения

Клубные (спутниковая связь, воздушные коридоры, выгоды от участия в международных организациях, союзах ассоциациях, торговых союзах)

Региональные отличаются вынужденным характером потребления, обусловленным географической близостью стран по отношению друг к другу (совместное использование природных ресурсов)

Национальные – внешние эффекты, распространяемые на другие страны (программы по национальной безопасности, научно-исследовательские разработки, образовательные программы дистанционного обучения, информационные технологии, инвестиции в здравоохранение)

- по степени потребления

публичность потребления (глобальные (чистые) блага

Ограниченное публичное потребление (например, клубные блага)

- по степени равенства распределения выгод (эффект перелива выгод)

Равенство в распределения выгод (стабилизация курса мировых валют),

Неравное распределение выгод, когда отдельная страна может извлекать большую выгоды по сравнению с другими странами при пользовании МОБ, т.е. для различных стран характерна различная ценность, например, разработанных лекарственных препаратов.

- по степени решения и реализации глобальной задачи

Публичные услуги как промежуточные характеризуются на этапе разработки или создания продукта (научно-исследовательская разработка, создание вакцины),

Конечными публичные услуги становятся на этапе решения проблемы в целом (излечение болезни, имеющей массовые масштабы распространения).

Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей блага дальнейшее увеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают мешать друг другу (исчезает несоперничество).

Особенности формирования спроса на общественные блага в отличие от частных:

В случае частных благ индивиды сталкиваются с одной и той же ценой. Различия в их предпочтениях проявляются в том, что они приобретают по данной цене разные количества товара. Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей. Различия в предпочтениях проявляются в том, что индивиды проявляют разную предельную готовность платить за данное количество блага.

При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме предельных норм замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в потреблении. Это утверждение называется условием Самуэльсона парето-оптимального производства общественных благ .

Для большого числа потребителей можно представить следующее равенство: MRS a gx + MRS в gх +…+ MRS n gх = MRPT gх.

Загрузка...

Реклама