sum-naukaperm.ru

Что включают в строительно монтажные работы. Что такое СМР в строительстве? Направление общестроительных работ

Строительно-монтажные работы охватывают все работы, выполняемые при возведении здания или сооружения непосредственно на месте строительства. Работы принято называть строительными или монтажными в зависимости от того, какой процесс преобладает. К монтажным относятся главным образом работы, выполняемые с применением готовых деталей, например монтаж железобетонных конструкций, осветительной или силовой электропроводки, вентиляции, лифтов и т. д.

Все работы на стройках разделяют на общестроительные, специальные, транспортные и погрузочно-разгрузочные.

К общестроительным относят работы, связанные с возведением строительных конструкций зданий и сооружений.

Общестроительные работы подразделяются по виду перерабатываемых материалов на земляные, каменные, бетонные и др., по возводимым конструктивным элементам - на кровельные, штукатурные и др.

Земляные работы: рытье ям, котлованов и траншей под отдельные опоры, ленточные фундаменты, траншей для подземных коммуникаций, транспортирование (погрузка, перемещение, выгрузка) и рыхление грунта, планировка площадок, вскрышные работы, обратная засыпка и устройство насыпи, уплотнение грунта.

Свайные работы: забивка или погружение свай, устройство свайных фундаментов.

Каменные работы: возведение каменных конструкций (стен, простенков, столбов) из штучных камней и блоков, бутовой и бутобетонной кладки, кладки из обработанных природных камней правильной формы, кирпича, искусственных камней и крупных блоков.

Бетонные и железобетонные работы - возведение бетонных и железобетонных конструкций: приготовление бетонной смеси, транспортирование и укладка ее с уплотнением в форму (опалубку); создание условий, необходимых для твердения бетона (уход за бетоном); замоноличивание участков и стыков между сборными элементами и др. При возведении железобетонных монолитных конструкций выполняют также опалубочные работы (устройство опалубки) и арматурные (установка арматурных каркасов в опалубке).

Монтаж конструкций охватывает доставку на рабочее место, установку, выверку и закрепление готовых деталей и элементов (стальных, бетонных, железобетонных, деревянных, асбестоцементных и др.).

Плотничные и столярные работы на стройках, как правило, ограничиваются процессами транспортирования к месту установки и установки готовых деталей (стропил, окон, дверей) или возведением конструкций из заранее заготовленных и обработанных деталей, элементов или материалов (досок, брусков и др.). К этим работам относятся также настилка дощатых и паркетных полов.

Кровельные работы - это работы, выполняемые при устройстве покрытий чердачных и бесчердачных крыш. В одном случае покрытие делают из стальных и асбестоцементных листов, в другом - на подготовленное основание наклеивают рулонные материалы (толь, пергамин, рубероид).

Отделочные работы: оштукатуривание, облицовка, окраска, оклейка обоями зданий и помещений. Штукатурные работы выполняют, как правило, с механизированной подачей и нанесением раствора, а при небольших объемах работ - вручную. Облицовочные работы выполняют с применением крупноразмерных плит и малогабаритных плиток, а также облицовочных листовых материалов и производят после завершения каменных работ. Работы по окраске конструкций, оклейке обоями относятся к малярным. В состав отделочных входят также работы по покрытию полов линолеумом, пластиком и т. п.

К специальным относятся главным образом работы, связанные с особыми видами материалов и способами производства, применяемыми при возведении конструкций или сооружений. Например, устройство шахтных стволов, облицовка или обмуровка технологических агрегатов и аппаратов кислотоупорной или огнеупорной кладкой, нанесение на конструкции антикоррозионных покрытий, а также устройство силовых, осветительных, телефонных и других сетей, монтаж санитарно-технических систем и приборов, лифтов.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы включают в себя доставку на стройки и рабочие места материалов, конструкций и деталей, приспособлений, инвентаря и инструмента. Для перевозки многообразных грузов, поступающих на стройки, служат различные транспортные средства: автосамосвалы, панелевозы, трайлеры, средства подвесного и конвейерного транспорта.

Контрольные вопросы

  1. Из каких архитектурно-конструктивных элементов по функциональному назначению состоит здание?
  2. Какие элементы здания относятся к несущим, ограждающим?
  3. Каким требованиям должны удовлетворять материалы, применяемые для фундаментов здания?
  4. Каким требованиям должны удовлетворять ограждающие конструкции?
  5. Какой признак является определяющим при разделении зданий на жилые и производственные?
  6. Каково различие между зданием и сооружением?
  7. По каким основным признакам классифицируют здания?
  8. Какие конструктивные типы жилых домов строят в настоящее время?
  9. Каковы составляющие строительного процесса?
  10. Чем характеризуется рабочая операция?
  11. Как классифицируются строительные процессы по сложности и назначению?
  12. Что такое звено рабочих?
  13. Что такое делянка, захватка, фронт работ, рабочее место?
  14. Каковы основные виды строительно-монтажных работ?

Монтажные работы в строительстве — это сборка металлических и железобетонных конструкций, трубопроводов, подготовка строительной техники к основным работам. Одним словом, монтаж — это первоначальная подготовка строительного объекта к работе.

При проведении данного уделяется большое внимание соблюдению техники безопасности. Монтаж строительных конструкций входит в перечень опасных работ как для непосредственных работников, так и посторонних людей, попавших на строительную площадку. Известны многие случаи падения высотных подъемных кранов на жилые дома, обрушения межэтажных перекрытий. Все это происходит по причине нарушения технологических требований. Да, и в ходе работ может произойти срыв и падение деталей. Один из самых важных моментов - это огораживание строительной площадки, недопустимость проникновения на участок посторонних лиц, место работы по сборке конструкций тоже должно быть ограждено.

Стоимость монтажных работ высчитывается, опираясь на нормативные документы, в которых зафиксированы общероссийские расценки (ЕниП) и региональные расценки (ЕРЕР) на разные виды монтажных работ. В них включены работы по монтажу оборудования, сборке железобетонных конструкций и их техническое обслуживание. В включается также площадь выполненных работ, объем, сложность работ, климатические особенности. Обязательно учитываются различные погрешности, которые могут возникнуть в ходе работ, возможное увеличение расходов.

Монтажные работы — это важный этап в строительстве многоэтажных зданий, от качества проведения которого в будущем зависит вся дальнейшая эксплуатация сооружения.

Сейчас в каждом городе наблюдается активное возведение торговых центров, многоэтажных домов, спортивных площадок, в частном секторе замечено оживленное строительство коттеджей. Это говорит о стремительном развитии строительного производства. Конечно, востребованность специалистов с увеличением строительных площадок возрастает, но не каждый способен посвятить себя этой отрасли.
Возведение новых общественных и жилых сооружений, реконструкция старых зданий, обустройство коммуникаций, ремонт мостов и прокладка дорог требуют высокого профессионализма и определенных навыков. От качества этих параметров будут зависеть как прочность объекта, так и безопасность людей – и самих строителей, и простых гражданских лиц, для которых выполняются работы.

Состав строительно-монтажных работ

Комплекс последовательных действий и средств исполнения, направленных на строительство или реконструкцию производственных и непроизводственных объектов, монтаж разного рода оборудования, входит в понятие строительно-монтажные работы. Тщательно спланированный строительный процесс позволяет избежать недочетов и ошибок, предотвратить переделки и исправления и, как следствие, правильно просчитать стоимость строительно-монтажных услуг (http://3proraba.com.ua/calculator/item/cat/ctroitelno-montajnue-rabotu). Четкого разграничения на строительные и монтажные работы не существует, так как на деле эти две области неразрывно взаимосвязаны и имеют особенность перетекать друг в друга.

Условно выделяют 4 вида строительно-монтажных работ:

Общестроительные. Охватывают наибольший объем работ. К ним относятся: инженерная подготовка строительной площадки; земляные, свайные, каменные работы; возведение и монтаж всех видов конструкций; плотничные, кровельные и малярные работы; облицовка зданий; обустройство территорий.

Специальные. Эти строительные работы связывают с применением особых материалов или с монтажом отдельных систем и приборов. Например, нанесение антикоррозийных покрытий, прокладка структурированных кабельных сетей, строительство шахтных стволов, монтаж лифтов, санитарно-технических систем и пр.

Транспортные. Подразумевается доставка на территорию строительной площадки необходимых материалов, готовых изделий, строительного инвентаря, деталей и приспособлений.

Погрузочно-разгрузочные. Сюда включается транспортирование материалов по строительной площадке с применением подъемно-транспортного оборудования или живой рабочей силы. Например, транспортирование грунта, бетонной смеси, стальных, деревянных, железобетонных изделий и пр.

Кто обеспечивает строительный процесс?

Руководство строительно-монтажными работами и обеспечение непрерывного процесса их производства возлагается на специалистов, которые:

  • имеют соответствующее образование;
  • обладают высокой степенью квалификации и ответственности;
  • имеют достаточный опыт работы в конкретной сфере;
  • проявляют интерес к развитию технологий и производства.

При недостаточном опыте в строительных работах застройщики привлекают более компетентных лиц в составе генподрядных организаций. Узкоспециализированные специалисты организовывают строительный процесс в соответствии с действующими нормативами и стандартами. В их компетенции – строгий контроль и оптимизация строительно-монтажных работ по всем параметрам. Генподрядчики обеспечивают плановое строительство на основе существующего проекта, утвержденного заказчиком.


Следует различать два понятия цены строительной продукции:

    Сметная стоимость строительства.

2. Сметная стоимость СМР.

Сметная стоимость строительства – это все денежные средства, необходимые для строительства объекта (то есть величина капитальных вложений). Она определяется по итогу сводного сметного расчета.

Сметная стоимость строительства яв ляется основой для финансирования строительства, формирования договорных цен, расчетов за выполненные СМР.

Состав и структура сметной стоимости строительства

Сметная стоимость СМР – это цена продукции отдельных строительных организаций.

Сметная стоимость СМР – это стоимость общестроительных, специальных и сантехнических работ по смете.

Приобретение технологического оборудования – это стоимость изготовления и доставки технологического, подъемно-транспортного и энергетического оборудования.

Прочие работы и затраты:

    Экспертиза, лицензирование.

    Расходы по отводу земельного участка и т. д.

Сметная себестоимость СМР – это выраженные в денежной форме нормативные затраты строительной организации на производство этих работ.

По своему экономическому содержанию она подразделяется на прямые затраты и накладные расходы.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством СМР и рассчитываются методом прямого счета.

К ним относятся: основная зарплата рабочих, сметная стоимость материалов, стоимость ЭСМ.

Основная зарплата рабочих – это сдельная или повременная оплата труда рабочих, занятых на СМР.

В статью "Материалы" включаются затраты на материалы, конструкции, детали, топливо, эл\энергию, пар, воду по цене франко-приобъектный склад.

Затраты на эксплуатацию стр-х машин подразделяется на: годовые, единовременные, эксплуатационные.

    Накладные расходы в строительстве: назначение, состав, методика расчета.

Накладные расходы предназначены для компенсации затрат строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством (административно-хозяйственные расходы и др.) Величина их определяется косвенным путем в процентах от фонда оплаты труда рабочих.

Накладные расходы рассчитываются по формуле:

HP = АХР + РОРС + POP + ПНР,

где АХР - административно-хозяйственные расходы (например, зарплата административно-управленческого персонала, канцелярские расходы);

РОРС - расходы на обслуживание работников строительства (например, дополнительная зарплата производственных рабочих, затраты на охрану труда и технику безопасности);

POP - расходы на организацию работ на строительной площадке;

ПНР - прочие накладные расходы.

Для определения норм накладных расходов в локальных сметах используются методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве. МДС 81-33.2004 " Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве".

    Сметная прибыль в строительстве: назначение, направления использования, методика расчета.

Сметная прибыль (Плановые накопления ) - Это нормативная (гарантированная) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции, идущая в основном на развитие производственной базы и социальной сферы подрядчика.

Для определения норм сметной прибыли в локальных сметах используются документы, определяющие величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001 " Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве"

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

    общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

    нормативов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);

    индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации (за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета).

    Прямые затраты в строительстве: назначение, состав, методика расчета.

Прямые затраты определяются непосредственно прямым счетом в зависимости от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.

Включают: затраты на основную заработную плату рабочих-строителей (Зор), стоимость строительных материалов и конструкций (М), расходы по эксплуатации машин и механизмов (Эсм).

ПЗ = М + Зор + Эсм

    Виды и порядок составления сметной документации.

Смета – это документ (часть проекта), который определяет размер денежных средств, необходимых для строительства объекта или производства определенного вида работ.

Состав сметной документации в проекте на строительство:

    Локальные сметы

    Объектные сметы

    Сметные расчеты на отдельные виды затрат

    Сводный сметный расчет стоимости строительства

    Сводка затрат

    Ведомость договорной цены

Локальные сметы – это первичные сметные документы, которые составляются на отдельные виды работ на основе объемов, определенных в составе рабочей документации.

Стоимость работ в составе локальной сметы состоит из ПЗ, НР, ПН.

Объектные сметы составляются на основе локальных смет по объекту и служат основой для формирования договорных цен на строительство объекта.

Они составляются по форме №3 и содержат следующие графы:

Объектные сметы составляются в одном уровне цен - базисном или текущем (прогнозном).

Сводный сметный расчет составляется по форме №1 на основе объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат. Он определяет сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектов, то есть объем капитальных вложений.

Утвержденный сводный сметный расчет является основанием для финансирования строительства.

    Локальные сметы: назначение, содержание и методика составления.

Смета - это документ (часть проекта), который определяет размер денежных средств, необходимых для строительства объекта или производства определенного вида работ.

Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).

Исходными данными для составления локальных смет являются:

    параметры зданий и сооружений и объемы работ;

    действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и тарифы.

При этом используются укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.

Локальные сметы разрабатываются по форме №4 на отдельные виды работ и части зданий и сооружений.

Стоимость, определенная в локальных сметах включает в себяпрямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль (плановые накопления).

При базисно-индексном методе стоимость работ определяется на основе объемов работ и единичных расценок (ФЕР-2001, ТЕР-2001). Стоимость материалов, не учтенных прямыми затратами расценок, определяется в локальных сметах по базовым или текущим ценам.

При ресурсном методе составления локальных смет для определения сметных прямых затрат предварительно составляется локальная ресурсная ведомость , по форме №5, и затем на основе показателей ресурсной ведомости разрабатывается локальная ресурсная смета . Исходными данными являются объемы работ, сборники ГЭСН-2001 и сборники сметных цен на ресурсы.

    Сводный сметный расчёт: назначение, содержание и методика составления.

Сводный сметный расчет стоимости строительства зданий и сооружений является основным документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

В сводный сметный расчет включается отдельными строками данные по всем сметам без сумм на покрытие лимитированных затрат и расчетов на отдельные виды затрат.

Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен. Для формирования стоимости в текущем уровне цен может быть использован базисный уровень цен 2001 года. Решение об учитываемом в сводном сметном расчете уровне цен принимается заказчиком в задании на проектирование. Составляется ССРСС по форме №1 на основе объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.

Сметная стоимость каждого объекта, включенного в сводный сметный расчет, распределяется по графам, обозначающим стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, прочих затрат и общую сметную стоимость. ССР содержит 12 глав.

По объектам транспортного строительства сводный сметный расчет состоит из следующих глав:

    Подготовительные работы.

    Земляное полотно.

    Дорожная одежда.

    Искусственные сооружения.

    Пересечения и примыкания.

    Обстановка и принадлежность.

    Устройство связи.

    Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.

    Временные здания и сооружения.

    Прочие работы и затраты.

    Проектные и изыскательские работы.

К ССР прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

    уровень сметных цен составление ССР;

    перечень сметных нормативов, принятых для составления смет;

    нормы НР и сметной прибыли;

    особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

    расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений.

    Единичные расценки: определение, виды, порядок составления.

Под единичной расценкой понимают прямые затраты, приведенные в денежном выражении: трудовые, материальные, по эксплуатации строительных машин на единицу измерения конструктивного элемента или вида работ.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

    затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

    стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины по состоянию на 01.01.2000;

    стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

    нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

    наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным

Всего разработано около 50 сборников ФЕР.

Единичные расценки используются для определения сметной стоимости строительных работ, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, прейскурантов и договорных цен, а также для расчетов за выполненные строительные работы.

Все единичные расценки делятся на две группы:

    «Закрытые» учитывают все виды материальных ресурсов.

    «Открытые» не учитывают затраты на местные и некоторые виды из привозных материалов. Данные о неучтенных материалах показываются отдельной строкой непосредственно в расценке с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки.

Суть привязки открытых ЕР, заключается в учете неучтенных местных материалов и конструкций. Стоимость материалов принимается франко-строительная площадка.

    Определение сметной стоимости единицы измерения строительных материалов и конструкций: содержание затрат, порядок разработки.

Все строительные материалы при составлении смет условно подразделяются на две группы: местные и привозные .

Местные – поступают на строительство непосредственно с предприятий промышленности строительных материалов и т.п. (это кирпич, камень, щебень, гравий, песок, бетонные и ж/б конструкции, бетоны и растворы, а/б смеси и др.) на местные материалы оптовые цены установлены, как правило, франко-предприятие поставщика. Транспортные расходы по доставке местных материалов на стройки значительны и существенно различаются в отдельных стройках и зонах. На местные материалы устанавливаются зональные сметные цены. Учитывающие все затраты по приобретению и доставке строительных материалов непосредственно на строительную площадку (франко-строительная площадка).

Привозные – поступают на стройки в основном от территориальных органов снабжения. Цены на них приведены в «Сборнике средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции» (цемент, пиломатериалы, стальные и деревянные конструкции, кровельные материалы, стекло т.д.). На привозные материалы оптовые цены установлены франко-вагон станция назначения. Затраты на транспортировку привозных материалов от станции назначения до строек имеют незначительный удельный вес в их стоимости и поэтому на них установлены средние районные сметные цены франко приобъектный склад по территориальным районам.

Франко – количество транспортных и погрузочных затрат, учтенных в отпускной цене продукции. Различают: (франко-завод-изготовитель, франко-вагон-станция-отправления, франко-станция отправления, франко-вагон-пункт назначения).

Сметные цены материальных ресурсов определяются в базисном или текущем уровне цен на основе МДС 81-2.99 "Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений".

ФССЦ-2001 Федеральный сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, части 1-5.

Сметные цены на материалы, изделия и конструкции (
) принимаются франко-приобъектный склад и определяются по формуле:

=Цм+ Стр +Стар+Ссно+ЗСР , (1)

где: Цм - свободная или регулируемая цена на продукцию производственно-технического назначения (цена производителя), которая определяется на основе каталогов, прейскурантов и другой информации предприятий-поставщиков, а также ежемесячных информационных выпусков региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС);

Стр - транспортные расходы, с учетом затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Оцениваются на основе цен и тарифов, действующих в данном регионе и схемы поставки материалов, которая предусматривает наиболее экономичный вид транспорта. Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе государственных элементных сметных норм (ГЭСН), а также путем составления калькуляций транспортных расходов на перевозку грузов;

Стар - стоимость тары, упаковки и реквизита (учитывается при необходимости);

Ссно - стоимость услуг снабженческих организаций, определяемая на основании договоров и контрактов на поставку материалов;

Сзср - величина заготовительно-складских расходов.

    Определение транспортных расходов по доставке материалов до строительной площадки: состав, порядок и методика разработки.

Для калькулирования стоимости перевозок строительных материалов и погрузочно-разгрузочных работ применяется ОССП-2001-1 Отраслевой сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства , которые состоят из двух частей.


К атегория:

Краны-трубоукладчики



-

Основные виды строительно-монтажных работ и методы их выполнения


Общие сведения. Основными видами строительно-монтажных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов являются подготовительные, погрузочно-разгрузочные и транспортные, сварочно-монтажные, земляные, изоляционно-укладочные и балластировочные работы, а также строительство переходов через естественные и искусственные препятствия, очистка полости и испытание трубопроводов. Эти виды работ выполняют механизированными способами.

Основными механизмами для выполнения линейных строительно-монтажных работ, за исключением подготовительных работ, являются трубоукладчики.
Подготовительные работы на трассе строящегося трубопровода выполняют заблаговременно со значительным опережением других видов строительно-монтажных работ.

В состав подготовительных входят следующие работы: восстановление и закрепление геодезических знаков; расчистка строительной полосы от леса и кустарника; планировка полосы; устройство временных дорог и подъездов к трассе; устройство водоотводных сооружений для осушения строительной полосы.

При строительстве трубопроводов в горных условиях в состав подготовительных работ входят также удаление нависших камней и скал, проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, вскрышные работы, устройство «полок», срезка крутых склонов, установка средств якорения машин, устройство подъездов к трассе трубопровода в местах расположения «полок», тоннелей, монтажных площадок, устройство водопропускных сооружений и другие работы.

В зимнее время, кроме того, проводят мероприятия по обеспечению минимального (в зоне рытья траншеи) или максимального {в зоне проезда механизмов) промерзания грунта, строительство зимних дорог и ледовых переправ через реки и водотоки.

Подготовительные работы начинают с восстановления и закрепления геодезических знаков, определяющих положение оси трубопровода и временных сооружений. Это необходимо для переноса на местность с технического проекта размеров ширины строительной полосы, места расположений запорной арматуры и т. п., а также для производства разбивочных работ. Геодезические знаки закрепляют выносными столбами или кольями, которые располагают вне строительной полосы с целью их сохранения на весь период строительства.

После восстановления и закрепления геодезических знаков на залесенных участках приступают к расчистке строительной полосы, которая включает в себя следующие операции: валку деревьев и обрубку сучьев, формирование воза и трелевку хлыстов к штабелям, раскряжевку, подборку сучьев, корчевку пней, засыпку ям и планировку неровностей. К расчистке строительной полосы приступают после получения лесорубочного билета (ордера). Работы по расчистке от леса выполняют комплексные бригады. Деревья валят бензиномоторными пилами или лесоповалочными машинами, пни корчуют корчевателями, а засыпают ямы и планируют местность бульдозерами. Расчищают строительную полосу от кустарника и мелколесья бульдозерами, кусторезами и валочно-пакетирующими машинами.

Временные дороги сооружают для проезда строительных машин и автотранспорта при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, заболоченных участках, на мелкодисперсных, сильно увлажненных грунтах и на участках с вечномерзлыми и просадочными грунтами.

Основные конструкции временных дорог - лежневые и зимние. Лежневые дороги представляют собой настил из бревен диаметром 14…20 см, который уложен на продольные бревна (лежни) диаметром 18…25 см и длиной 6…8 м, размещенные на расстоянии 1… 1,5 м одно от другого. По краям проезжей части укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой. Сверху на настил насыпают слой торфа толщиной 5…10 см и дренирующий грунт толщиной не менее 20 см. Слой насыпанного торфа и грунта защищает бревенчатый настил от разрушения гусеницами тракторов.

Зимние дороги устраивают вдоль трассы в первые зимние месяцы с наступлением морозов. Зимняя дорога представляет собой расчищенную от лесной растительности и выровненную полосу с уплотненным снежным покровом и намороженным ледяным покрытием. При пересечении зимними дорогами рек и водотоков устраивают ледовые переправы.

Временные дороги строят специализированные бригады, оснащенные бульдозерами, автомобильными кранами, одноковшовыми экскаваторами, бортовыми автомобилями, автосамосвалами, автогрейдерами, катками и поливомоечными машинами.

Для отвода поверхностных вод от строительной полосы на обводненных участках трассы и понижения уровня грунтовых вод отрывают продольные канавы, к которым в зависимости от степени обводненности местности и притока грунтовых вод прокладывают поперечные водоотводные канавы для сброса вод в нижележащие водоприемники (реки, озера). При сложном рельефе местности на участках со значительными склонами устраивают нагорные канавы. Водоотводные и нагорные канавы обычно отрывают трапецеидального профиля глубиной 0,8…1,2 м (после осадки грунта) в зависимости от интенсивности притока вод и шириной по дну до 0,5 м.

На пересечениях прокладываемых трубопроводов с дорогами, ручьями, небольшими речками, оросительными каналами устраивают водопропускные сооружения в виде железобетонных лотков или труб.

Для осушения дна траншей при небольшом притоке грунтовых вод применяют открытый водоотлив, т. е. воду откачивают самоходными водоотливными установками непосредственно перед укладкой трубопровода в траншею и его засыпкой.

Планируют строительную полосу для беспрепятственного передвижения строительной техники и автотранспорта. При планировании выравнивают микрорельеф, срезают продольные и поперечные уклоны, подсыпают низинные места. Планировку микрорельефа производят на строительной полосе в зоне рытья траншеи роторными траншейными экскаваторами. Это необходимо для выравнивания дна траншеи и устранения дополнительных напряжений в трубопроводе, поскольку дно траншеи, отрытой роторным траншейным экскаватором, копирует рельеф поверхности. Микрорельеф планируют бульдозерами 2 (см. рис. 1) продольными проходами вдоль оси строительной полосы.

Планировка строительной полосы в условиях сильно пересеченной местности включает в себя срезку продольных и поперечных уклонов, а также подсыпку низинных мест. При этом грунт, срезанный с местных возвышений, перемещают в случае надобности в пониженные места. Глубокие низины при нехватке срезаемого грунта подсыпают грунтом, разрабатываемым из бокового резерва.

На косогорах с поперечной крутизной склонов более 8° для возможности производства строительных работ и прохода строительной техники устраивают рабочую полосу («полку»), ширина которой зависит от поперечных размеров трубоукладчиков как наиболее габаритных из строительных машин и диаметра трубопровода, но не менее 8 м, включая и насыпную часть. При устройстве «полок» грунт разрабатывают бульдозерами и одноковшовыми экскаваторами. Скальные грунты предварительно рыхлят взрывным способом.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. После подготовки трассы к строительству и сооружения временных дорог приступают к перевозке труб и строительных материалов с пунктов их поступления на трубосварочные базы, строительные площадки, временные склады и к местам производства работ.
Трубы, поступающие на железнодорожную станцию, при разгрузке складируют на перевалочном складе, в штабеля или же грузят непосредственно на трубовозы.

Трубы укладывают в штабеля высотой не более 8 м на спланированной горизонтальной площадке. Нижний ряд труб располагают на подкладках из круглого леса диаметром не менее 200 мм. На концах подкладок делают упоры, чтобы трубы не раскатывались.

Из вагонов трубы разгружают автомобильными кранами в штабеляЭтими же кранами трубы из штабелей грузят на трубовозы для перевозки на трубосварочные базы. Для транспортирования труб используют трубовозы на базе автомобилей повышенной проходимости.

На трубосварочных базах трубы разгружают с трубовозов трубоукладчиками, которые за один прием берут одну или несколько труб в зависимости от массы труб и грузоподъемности трубоукладчика.

В северных районах страны трубы и другие строительные материалы доставляют к месту строительства водным путем - на грузовых теплоходах, речных баржах, сухогрузных баржах-площадках, а также на палубных баржах из универсальных понтонов. Для разгрузки труб и грузов строят специальные пристани. Разгружают трубы и грузы с помощью плавучих кранов, автомобильных кранов или трубоукладчиками.

Сварочно-монтажные работы. На строительстве магистральных трубопроводов применяют базовую схему производства сварочно-монтажных работ. По этой схеме поступающие на трубосварочные базы трубы длиной от 10,5 до 12 м разгружают трубоукладчиком и подвергают укрупнительной сборке на механизированных линиях.

Трубосварочная база состоит из сборочного стеллажа с центровочными кондукторами и внутренними центраторами, сварочного стенда с вращателем и сварочного оборудования. На этих установках трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, которые затем вывозят на трассу плетевозами, и раскладывают трубоукладчиками вдоль будущей траншеи для сварки в непрерывную нитку трубопровода.

На трассе трубные секции сваривают между собой в основном ручной дуговой сваркой. Электрический ток для сварки на трассе вырабатывает сварочный генератор.

Сварку на трассе ведут двумя методами: элементарным и поточным.

При первом методе бригада сварщиков делится на два звена: одно из них сваривает первый (корневой) слой, другое - последующие. Указанный метод применяют чаще всего на строительстве трубопроводов диаметром до 530 мм.

Поточный метод используют при прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1020…1420 мм. Этот метод сварки подразделяют на поточно-групповой к поточно-расчлененный. При использовании поточно-группового метода строительно-монтажные работы выполняет бригада, звенья которой разгружают и подготовляют к сборке секции труб; осуществляют подогрев и сварку первого и второго швов, а также заполняющих и облицовочных слоев. Поточно-расчлененный метод обеспечивает дальнейшее расчленение-процесса сварки стыков труб на отдельные технологические операции. Каждое звено ведет сварку одного (определенного) участка каждого стыка. При поточно-расчлененном методе бригада комплектуется из звеньев: выгрузки секций труб и раскладки по трассе; подготовки их к сварке и предварительного подогрева; сборки, выполняемой вместе со сваркой корневого слоя; горячего прохода;, сварки заполняющих и облицовочных слоев.

Бригада, выполняющая сварочно-монтажные работы на трассе, оснащена трубоукладчиками, бульдозерами, сварочными установками, внутренним центратором, пропановым подогревателем, клещевыми захватами, газорежущей машинкой.

При сварке трубопровода большое внимание уделяют контролю-качества сварочно-монтажных работ, который состоит из периодической проверки состояния и качества сварочных материалов; систематического пооперационного контроля в процессе сборки » сварки труб в секции на трубосварочной базе и сварки секций в нитку трубопровода на трассе; внешнего осмотра и измерения геометрических параметров сварных стыков и подготовки их поверхности к контролю физическими методами дефектоскопии; периодической проверки квалификации сварщиков; контроля качества сварных соединений физическими методами дефектоскопии.

Для контроля сварных стыков широко используют неразрушаю-щие методы контроля путем просвечивания швов гамма-лучами. Пучок гамма-лучей, пронизывая контролируемый стык, позволяет обнаружить скрытые дефекты (например, трещины, непровары, газовые поры, шлаковые включения).. В последнее время на трассе начали применять для контроля стыков рентгеновские лучи. При проверке качества сварной стык труб подвергается просвечиванию по всей окружности. Внутреннее состояние сварного стыка при просвечивании фотографируется на светочувствительную пленку и, если в стыке есть дефекты, они отображаются на пленке. Все сварные стыки, забракованные по результатам контроля, вырезают и ремонтируют в соответствии с требованиями Строительных норм к правил (СНиП Ш-42-80).

Сварочно-монтажные работы выполняют с помощью трубоукладчиков. Трубоукладчики на трубосварочной базе перегружают-трубы с трубовоза на сборочно-сварочную линию или укладывают их в штабеля, сваренные секции труб снимают со сварочного стенда и грузят на плетевоз или укладывают в штабеля. Кроме того они участвуют во всех операциях по подъему, поддержанию и перемещению труб при правке и зачистке их концов.

После сварки двух- и трехтрубные секции грузят трубоукладчиками на плетевоз методом натаскивания. При этом трубоукладчик совершает объезд плетевоза по контуру его прицепа.

На трассе трубоукладчики участвуют в сборке и сварке неповоротных стыков: поднимают (одним или двумя трубоукладчиками) секцию и нитку трубопровода и, поддерживая ее, создают условия для стыковки, центровки и сварки последующей секции сосваренной ранее ниткой трубопровода. Причем при выполнении этих операций требуется особенно точная работа машиниста трубоукладчика. После приварки очередной секции трубоукладчик укладывает ее вдоль траншеи на землю на деревянные лежки.

При сварке захлестов, вварке запорной арматуры или катушек трубоукладчик выполняет те же операции, что и при сварке неповоротных стыков на трассе, только требуются особенно точные движения грузового крюка и стрелы.

Земляные работы -рытье и засыпка траншей, рекультивация плодородных земель и др. Траншеи под трубопроводы роют в основном роторными траншейными экскаваторами (см. рис. 1). Только на криволинейных участках трассы радиусом 50…60 м при работе в мягких неустойчивых грунтах, а также с включением валунов и обломков горных пород траншеи разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с ковшами вместимостью 0,5…1,6 м3. Мерзлые и скальные грунты предварительно рыхлят взрывом или механическим способом с помощью мощных бульдозеров-рыхлителей. Во влажных и заболоченных грунтах траншеи роют одноковшовыми экскаваторами болотной модификации или обычными экскаваторами с использованием переносных настилов, а также специальными плавающими болотными экскаваторами.

Засыпают траншеи бульдозерами или траншеезасыпателями непосредственно после укладки трубопровода. После засыпки и уплотнения грунта толщина его слоя над трубопроводом должна быть не менее 0,8 м.

При прокладке трубопровода по плодородным землям производят их рекультивацию: снимают плодородный слой до начала строительства, хранят его в отвалах и возвращают на место по окончании строительства. В песчано-пустынных районах после окончания работ прилегающую к трубопроводу полосу закрепляют посадкой засухоустойчивых растений.

При наземной прокладке трубопроводов комплекс земляных работ состоит из устройства оснований под него из хорошо дренирующих маловлажных грунтов (галечниковых, гравелкстых и песчаных пород), обвалования основания и сооружения водоотводных и противопожарных канав.

Если трубопровод прокладывают на свайных опорах (как правило, на вечномерзлых грунтах), заранее бурят скважины и устанавливают свайные опоры. Технология этих работ и типы механизмов назначают в зависимости от структуры и температурного режима вечномерзлых грунтов.

Изоляционно-укладочные работы (очистка наружной поверхности трубопровода от грязи, ржавчины, окалины, нанесение на нее грунтовки и изоляционного покрытия; контроль качества покрытия; укладка трубопровода в траншею) выполняет механизированная колонна, оснащенная специализированными машинами: группой трубоукладчиков И, одной трубоочистной и одной трубоизоляционной машинами.

Изоляционно-укладочные работы выполняют тремя способами: совмещенным, раздельным и с укладкой заранее изолированных труб.

Совмещенный способ применяют при прокладке трубопроводов на равнинной местности в плотных грунтах, на заболоченных участках трассы без глубоких болот и трясин, а также на пересеченной местности с уклоном или подъемом до 3%. При этом способе очистку наружной поверхности трубопровода, нанесение грунтовки и изоляционного покрытия, а также укладку трубопровода в траншею выполняют одновременно - непосредственно на трассе в едином технологическом потоке.

Раздельный способ применяют при прокладке трубопроводов в грунтах со слабой несущей способностью. В этом случае трубоукладчики, поддерживающие на весу трубопровод, из-за возможности обрушения стенок траншеи перемещаются на значительном удалении от бровки траншеи. Раздельный способ используют также при прокладке трубопроводов на местности с большими уклонами, заболоченных и обводненных участках трассы и т. п. При раздельном способе работы по очистке и изоляции наружной поверхности трубопровода выполняют так же, как при совмещенном: способе,- непосредственно на трассе, но при этом они технологически отделены от работ по укладке трубопровода в траншею. В этом случае после очистки и изоляции трубопровод сначала опускают трубоукладчиками на деревянные лежки, установленные на берме траншей, а затем при повторном проходе трубоукладчиков-в траншею.

При сооружении трубопроводов из труб с нанесенной на них заранее изоляцией очистку и изоляцию труб осуществляют на полустационарных или стационарных базах. При этом перед изоляцией трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, затем их изолируют и перевозят на трассу. На трассе секции сваривают между собой в-сплошную нитку, которую укладывают на деревянные лежки параллельно оси траншеи. После этого бригада изоляционно-укладочной колонны восстанавливает поврежденную изоляцию, очищает места сваренных стыков, наносит на них грунтовку и изоляционное покрытие, а затем трубопровод опускают трубоукладчиками в траншею, так же как при раздельном способе укладки.

Для защиты наружной поверхности трубопроводов от коррозии применяют битумно-резиновые мастики или полимерные (полиэтиленовые и поливинилхлоридные) пленочные покрытия. Битумно-резиновую мастику по мере нанесения на трубопровод армируют нетканым стекловолокнистым холстом, который наносят с нахлесткой 20…25 мм.

При прокладке трубопроводов в каменистых и скальных грунтах, на «горячих» участках, где будет транспортироваться продукт температурой выше 55° С, на переходах через автомобильные и железные дороги, а также через водные акватории битумно-резиновые мастики и полимерные пленочные покрытия защищают оберточным материалом для предохранения их от механических повреждений.

Оберточный материал наносят на изолируемую поверхность в один или два слоя с нахлесткой 3.. .4 см непосредственно за нанесением антикоррозионного покрытия.

Битумно-резиновой мастикой поверхность труб обливают с помощью трубоизоляционных машин. Приготовляют мастику в битумоплавильных котлах, установленных на строительных площадках вблизи базирования колонны. Готовую мастику от котлов к трубоизоляционным машинам доставляют битумовозами на шасси автомобилей.

Полимерные ленты наносят трубоизоляционными машинами, а также комбинированными машинами, которые одновременно очищают трубопровод и изолируют его полимерными лентами.

Основными машинами при производстве изоляционно-укладочных работ являются трубоукладчики. Число трубоукладчиков в колонне и их мощность устанавливают в зависимости от диаметра и толщины стенок труб, рельефа местности и характера грунтов.

Трубоукладчики при производстве изоляционно-укладочных работ выполняют следующие операции: поднимают трубопровод с бровки траншеи на высоту 0,8… 1,8 м и поддерживают его с установленными на нем трубоочистной и трубоизоляционной машинами. При выполнении этих операций трубоукладчики одновременно двигаются вдоль строящегося трубопровода, манипулируют стрелами с различным вылетом, смещают изолируемый трубопровод с бровки к оси траншеи, окончательно совмещают ось трубопровода с осью траншеи и опускают трубопровод в траншею.

При ведении изоляционно-укладочных работ осуществляют пооперационный контроль качества очистки, грунтовки, изоляции и укладки трубопровода в траншею. Для контроля качества очистки и изоляции используют приборы, с помощью которых проверяют чистоту очистки, сплошность изоляции и ее прилипаемость (адгезию) к поверхности трубопровода. Качество укладки трубопровода проверяют визуально.

Балластировочные работы. Трубопроводы больших диаметров, проложенные на обводненных участках, болотах или в поймах, обладают плавучестью. Для придания трубопроводу отрицательной плавучести его пригружают железобетонными (рис. 118, а) или чугунными утяжелителями массой по 4 т либо прикрепляют к дну траншеи анкерами (рис. 118, б). Балластировку анкерами применяют з том случае, если несущая часть анкера может быть погружена в минеральный грунт.

Строительство переходов. Трубопроводы пересекают различные естественные и искусственные препятствия (например, железные и автомобильные дороги, овраги, реки). В зависимости от вида препятствий переходы трубопроводов подразделяют на подземные и подводные.

К подземным относятся переходы трубопроводов, сооружаемые л од автомобильными и железными дорогами. Эти переходы строят в основном бестраншейным способом, т. е. без вскрытия земляного полотна и верхнего покрытия или строений дороги и поэтому без остановки движения по дороге. При пересечении дорог трубопроводы укладывают в защитных кожухах. Для прокладки кожухов применяют установки горизонтального бурения.

При пересечении больших рек и озер переходы осуществляют преимущественно под водой (дюкеры). Работы по обустройству переходов через водные преграды выполняют по индивидуальным проектным решениям. При строительстве переходов на судоходных, сплавных путях и водохранилищах проект производства работ согласовывают с судоходной инспекцией, с организацией, ведущей сплав леса, или с бассейновыми управлениями.

Рис. 118. Балластирование трубопровода:
а - утяжелителями, б - анкерами; 1 - трубопровод, 2 - утяжелитель, 3 - силовой пояс, 4 - фу-теровочный мат, 5 - анкерная тяга, 6 - анкер

Строительство подводных переходов состоит из следующих операций: подготовительных работ; сварки, гидравлического испытания, изоляции и футеровки трубопроводов; разработки береговых и подводных траншей; устройства спусковой дорожки при укладке способом протаскивания; балластировки трубопроводов; укладки трубопроводов в траншею; вторичного испытания; засыпки траншей; берегоукрепительных работ.

Строят подводные переходы специализированные подразделения.

В состав подготовительных работ входят: проверка гидрогеологических и криологических условий (если строительство ведут в зимний период), промер глубин для уточнения фактического профиля дна в створе перехода и соответствия его проекту.

Сварочные и изоляционные работы ведут теми же способами, что и для линейной части трубопровода. В качестве изоляционного покрытия используют полимерные ленты, которые от механических повреждений защищают оберточным материалом и футеровкой из деревянных реек.

Подводные траншеи разрабатывают землечерпательными снарядами, землесосами, скреперными установками, экскаваторами, установленными на плавучие средства, специальными механизмами, приспособленными для заглубления уложенных подводных трубопроводов, или взрывным способом.

Наиболее ответственным видом работ при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов является укладка их на дно водной преграды. Применяют следующие основные способы укладки трубопроводов: протаскивание по дну водной преграды; свободное погружение с заливом воды в трубопровод или пригруз-кой его; опускание с использованием плавучих кранов или опор, оборудованных подъемными устройствами; укладка с трубоукла-дочных барж с последовательным наращиванием секций труб; укладка с буксировкой секции (плетей) и сваркой межсекционных стыков наплаву.

При сооружении подводных переходов трубоукладчики используют в процессе выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ, а также при разгрузке отдельных труб и секций. В отдельных случаях трубоукладчики применяют в качестве тяговых механизмов при протаскивании дюкеров.

Очистка полости и испытание трубопровода на прочность и герметичность. Уложенный в траншею трубопровод испытывают на прочность и герметичность. Предварительно его очищают от окалины, грата и попавших в него грунта, воды и различных предметов. Очищают трубопровод продувкой с пропуском очистных поршней или эластичных разделителей, а также промывкой водой с пропуском эластичных разделителей. Продувки производят сжатым воздухом, иногда природным газом. Надземные газопроводы очищают в соответствии с особыми правилами. После очистки на открытых концах трубопровода устанавливают инвентарные заглушки.

Магистральные трубопроводы до сдачи их в эксплуатацию подвергают испытанию под давлением на прочность и герметичность воздухом, водой или продуктом, для которого они предназначены. Порядок и параметры испытания определены СНиПами.

При очистке полости и испытании трубопроводов применяют дистанционные контрольно-измерительные приборы, а также специальное оборудование и комплект наполнительно-опрессовочных агрегатов. Для проведения очистки полости и испытания трубопровода составляют технологическую карту-график и инструкцию.

Загрузка...