sum-naukaperm.ru

В России появились первые регионы-банкроты (2 фото). Регионы банкроты: можно ли избежать несостоятельности имея большие долговые обязательства Реакция федеральных властей

«АиФ» решил разобраться, стоит ли ждать банкротства целых губерний и как это может сказаться на их населении.

Зарплаты в кредит

Сегодня деньги между центром и регионами делятся так, как в иной семье жена делит деньги мужа: ты мне зарплату отдай, а я тебе каждый день на обеды буду выдавать. Большую часть собранных на местах налогов (в том числе самые «жирные» - НДС, налог на добычу полезных ископаемых, на доходы физлиц) забирает федеральный центр. Региону остаётся обычно не более 30% сборов (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.). И этими сборами надо покрыть расходы - а тут и капремонт, и дороги, и зарплаты бюджетникам... Денег на всё не хватает, приходится выпрашивать обратно у центра. Тот выделяет губерниям дотации (трансферты), но - под конкретные цели. То есть не просто выпроси, а обоснуй, зачем тебе бизнес-ланч, когда можно обойтись булкой с кефиром.

В итоге получается, что даже у богатых природными ресурсами областей не хватает средств. Чтобы свести концы с концами в своих бюджетах, губернские власти вынуждены идти в коммерческий банк за кредитом.

Считается, что федеральная власть осложнила жизнь губерниям, потребовав в мае 2012 г. повышения зарплат бюджетникам до средней по субъекту РФ. Хотя Леонид Давыдов, глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества , считает, что эта нагрузка губернаторам же во благо: «Для некоторых регионов увеличение зарплат учителям и врачам жизненно необходимо, иначе в регионах будет слишком сильная текучка кадров. Но власти там должны найти правильный угол зрения на выполнение майских указов». Судя по растущим как снежный ком долгам, с «углом зрения» у региональной элиты не всё в порядке. Одни пытаются урезать социальные программы, другие залезают в долги.

Алексей Ост-ровский, губернатор Смоленской области, выдвиженец ЛДПР , честно признал, что его регион на грани банкротства. «Больше нельзя продолжать политику кредитования и наращивания госдолга области, - пояснил он нам. - Либо доходная часть бюджета вырастет за счёт налоговых поступлений, либо, если не получится, будем обращаться к федеральному центру, в том числе к руковод-ству «Единой России». Апелляция к партии власти неслучайна. Не так давно в столице дважды собирали замов губернаторов. 1-й замглавы Администрации Президента РФ В. Володин и замсекретаря генсовета «ЕР» О. Баталина разъясняли им необходимость исполнения «майских указов» любой ценой. Да и сам В. Путин дал понять губернаторам, что на зарплатах им сэкономить не удастся: «Денег на всё не хватает - и никогда не хватит. Вопрос не в наличии средств, а в рациональном их использовании». С использованием, как водится, беда.

На себе не экономят

Региональные чиновники готовы попасть в опалу, сэкономив на гражданах, но только не на себе, любимых. «Ярославская облдума проголосовала за бюджет с дефицитом 6,5 млрд и огромным долгом - сейчас это 20 млрд, а к 2016 г. он превысит 40 млрд и сравняется с доходами бюджета. А средства на выплату процентов и основного долга будут сопоставимы с дорожным фондом области, - рассказал «АиФ» Борис Немцов, депутат облдумы . - Чтобы сэкономить хоть на чём-то, власти решили отменить школьные завтраки для младших классов. Размер экономии - 200 млн. При этом у них нашлись деньги на персональные авто для правительства и депутатов - гараж обходится в 90 млн в год. И на программу информационной и имиджевой политики органов власти не пожалели 103 млн». Б. Немцов предложил коллегам детские завтраки сохранить, а гараж и имиджевую программу закрыть: «В связи с тотальным дефицитом региональных бюджетов кампания по отмене персонального транспорта для чиновников, даже не обсуждая марки и стоимость автомобилей, должна стать общероссийской».

Вряд ли в других регионах его поддержат. Хотя урезать д-ействительно есть что. Например, в Волгоградской области траты на аппарат управления в этом году составят около 3 млрд руб. Это 1/10 госдолга областного бюджета. А в Челябинской области, у которой в бюджете-2014 не хватает 12 млрд, не экономят на передвижениях губернатора. Так, в конце августа он летал заказным авиарейсом в Хабаровск на совещание к президенту. На сайте госзакупок можно увидеть, что вояж обошёлся бюджету области почти в 4,5 млн руб. Обычный авиабилет Челябинск - Х-абаровск стоит около 30 тыс.

Научатся зарабатывать?

По Бюджетному кодексу максимальный госдолг региона не может превышать 100% бюджета. У некоторых дела совсем плохи (см. инфографику). Кстати, первый город-банкрот (пока не регион) фактически уже есть: это Луга Ленинградской обл. Там администрация умудрилась задолжать 12 млн при населении чуть меньше 40 тыс. В октябре счета администрации фактически заморозили и ввели внешнее управление. Как ни странно, народу от нечаянного банкротства только польза: если бы сверху не вмешались в ситуацию, горожане рисковали встретить зиму в темноте и с холодными батареями. Виной тому долги коммунальщиков: один «Лужский водоканал» задолжал энергокомпаниям более 81 млн руб.

Инфографика: АиФ

Спрашивается, почему власти не в состоянии заработать и лезут в кредиты, проценты по которым съедают бюджетные миллиарды? Во многом это зависит от качества управления. А оно прямо увязано с профессионализмом и некоррумпированностью чиновников, считает Наталья Зубаревич, профессор МГУ, эксперт в области социальной и политической географии : «Счётная палата может тщательно проверять региональные бюджеты, но риск наличия неумного губернатора есть всегда. Проблема в том, можете ли вы сменить этого неумного губернатора». Кстати, Минфин сейчас готовит предложения об усилении ответственности «неумных» - вплоть до отставки. Санкции предлагают вводить, когда цифра долга регионального бюджета приблизится к 10% его доходной части.

По мнению Л. Давыдова, в случае банкротства региона социальных потрясений быть не должно: зарплаты бюджетникам всё равно будут выплачиваться в первую очередь. Правда, имущество области запросто может пойти с молотка. Аналитики уверены, что регионам, чтобы добиться роста и нормально собирать налоги, зарабатывать на все свои расходы, надо выполнять собственные инвестиционные программы, потому как никакой бизнес не придёт на территорию без дорог и инфраструктуры. В противном случае целые губернии действительно могут повторить .

Комментарии

Олег Иванов

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг Мордовии до уровня B, говорится в сообщении агентства. Это означает, что в регионе низкий уровень кредитоспособности, ему присвоен статус «рейтинг на пересмотре - негативный». Понижение связано с неспособностью выполнять обязательства перед кредиторами - Мордовия нарушила условия реструктуризации кредитов из федерального бюджета. По данным агентства, регион не в состоянии добиться единовременного снижения долга в 2020 году.

Отмечается, что федеральное казначейство должно было в течение 12 месяцев взыскать с Мордовии бюджетные кредиты на 20,48 миллиарда рублей (88 процентов собственных доходов республики в 2018 году). Минфин частично реструктурировал график списания задолженности, что позволило Мордовии с 1 декабря не возвращать средства, равные 15 процентам собственных доходов за текущий год. Остаток суммы был списан в полном объеме. С 1 февраля 2019 года объем списания составит, по оценке АКРА, 81 процент собственных доходов регионального бюджета за год. Если эти деньги спишут, Мордовия будет неспособна исполнять свои обязательства по обслуживанию рыночного долга.

Ситуацию комментируют эксперты Центра ПРИСП - руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области и политтехнолог, эксперт по коммуникациям .

Олег Иванов

Периодически возникают случаи, когда некоторые регионы страны оказываются или в преддефолтном состоянии, или же рейтинговые агентства понижают им рейтинг до состояния «технического дефолта».

Похожая история произошла с Новгородской областью в 2015 году, когда рейтинговое агентство Standard & Poor"s объявило регион в состоянии технического дефолта. Однако никакого банкротства регионов быть не может, в первую очередь, по политическим причинам. Поскольку Россия является федеративным государством, то регионам, находящимся в преддефолтном состоянии, государство оказывает поддержку. Кроме того, два региона страны - Республика Хакасия и Костромская область - находятся под внешним управлением. Таким образом, федеральные власти берут на себя финансовое управление субъектами. Можно предположить, что федеральный центр найдет источники и поможет субъекту покрыть свои долги.

Алена Август

Губернаторам кризисных территорий «не стоит надеяться на различные громкие фамилии, за которыми обычно удавалось спрятаться.

Введение четких критериев оценки эффективности губернаторов является инструментом, позволяющим исключить любые возможности помощи со стороны влиятельных покровителей. Понятно, что экономика сегодня, мягко говоря, не на подъеме. Но это вовсе не означает, что надо сложить руки и просто подавать блистательные отчеты наверх при совсем иной реальности.

Российские регионы наращивают миллиардные долги, кроме того, продолжают занимать деньги. Учитывая эти факторы, многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, пишет в четверг газета “Известия” .

По данным Минфина на 1 августа, лидеры по госдолгу среди регионов России
ЦФО:
Москва - 176 млрд рублей
Тверская область- 20,8 млрд рублей
Рязанская область - 20,7 млрд рублей
СЗФО:
Вологодская область - 28,11 млрд рублей
Архангельская область - 23 млрд рублей
Санкт-Петербург - 20,6 млрд рублей
ЮФО:
Краснодарский край - 80,9 млрд рублей
Волгоградская область - 28,9 млрд рублей
СКФО:
Ставропольский край - 13 млрд рублей
ПФО:
Татарстан - 85,5 млрд рублей
Нижегородская область - 42 млрд рублей
Саратовская область - 40,8 млрд рублей
УФО - Свердловская область - 18,3 млрд рублей
СФО:
Кемеровская область - 32,4 млрд рублей
Красноярский край - 31,4 млрд рублей
Омская область - 22,9 млрд рублей
ДФО:
Якутия - 19,5 млрд рублей
Амурская область - 16 млрд рублей

Эксперты рассказали , что будет с регионами-банкротами и как обернется ситуация для людей, которые там живут.

“От банкротства субъекта РФ пострадают практически все, но в разной степени. Конечно, регион не является предприятием, но у него также есть движимое и недвижимое имущество, которое подлежит продаже при прохождении через процедуру банкротства, - Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ”. - Также стоит помнить, что на субъекте РФ лежит социальная ответственность за жителей региона, должны выполняться все запланированные бюджетом выплаты”.

Замедление темпов роста российской экономики стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, поскольку приоритетной задачей было снижение инфляции, считает аналитик “ФИНАМ”. Дело в том, что факторы, которые помогают ВВП расти, а это - цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса - перестали работать, отмечает эксперт.

В случае объявления банкротства, регион не сможет развивать масштабные проекты, пользоваться долговым рынком для финансирования. Именно поэтому этого темпы экономического роста региона могут катастрофически упасть, объясняет аналитик. “Во-вторых, банкротство одного региона существенно скажется на его соседях и стране в целом, может развиться цепочка дефолтов, что привет к экономической нестабильности в РФ. Так что, такое развитие событий, действительно, является негативным для экономики и простых граждан в частности. Жители региона почувствуют на себе это событие, конечно не так уж и сильно, но все равно болезненно. В первую очередь, это может вылиться, как я уже говорил выше, в заморозку крупных инвестиционных проектов”, - резюмировал аналитик “Финам”.

Анна Кокорева, аналитик компании “Альпари” настроена более оптимистично. “На мой взгляд, говорить о дефолте регионов преждевременно и текущая ситуация несколько преувеличена, - считает она. - Между тем, проблема растущих долгов существует и прогрессирует. Долговая нагрузка регионов растет по многим причинам. Российская экономика стагнирует, это, безусловно, сказывается на финансовой ситуации во всех частях страны. Правительство ожидает замедления темпов роста ВВП до 1,8% и сокращение промышленного производства до 0,7%. Спрос на продукцию падает, а значит, госпредприятия и частный бизнес недополучаю прибыль. Меньше прибыль, меньше налоговые поступления в бюджет”.

Тем временем, отмечает эксперт, в регионы не поступают инвестиции, напротив - в России наблюдается отток капитала, который по итогам года может составить 70 млрд долларов. Есть две причины: некоторые области просто не смогли переориентироваться на рыночные условия экономики, кроме того, производство на многих предприятиях устарело и не модернизируется, а значит, выпускаемая на нем продукция теряет конкурентоспособность.

“Если регионы все-таки объявят себя банкротами, то в первую очередь пострадают кредиторы, банки и другие кредитные организации. Потери будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Пострадают и те, кто имел тесное сотрудничество с обанкротившимися регионами, так как вряд ли местные власти смогут выполнять свои обязательства в прежнем объеме. Пострадают и жители этих регионов. Однако для них это не станет сюрпризом, так как такие вещи не происходят резко и не приходят из неоткуда. Дефолт регионов может привести к сокращению работников - это бюджетники, государственные служащие, а также к снижению или задержке заработной платы. - говорит Кокорева. - Сами регионы, после дефолта окончательно потеряют инвестиционную привлекательность. Также можно ожидать полной смены состава представителей местной власти”.

Объем государственного долга в 33 регионах сократился, в 49 вырос; в восьми регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства «РИА Рейтинг «, входящего в медиагруппу МИА «Россия сегодня».

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и, согласно информации Министерства финансов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. По данным экспертов «РИА Рейтинг», это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. В 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. При этом в структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В исследовании использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве показателя долговой нагрузки составители применили в рейтинге отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Новые лидеры

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, городах Санкт-Петербурге и Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

Места покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В ХМАО и Тюменской области долговая нагрузка выросла.

Меньше регионов с перекосом

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но и здесь, по данным экспертов, наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года долговая нагрузка на бюджет республики за 2016 год уменьшилась на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2015 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов.

Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты . Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона, считают эксперты.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе несколько сократилось.

Снижение долговой нагрузки

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, расстановка лидеров и аутсайдеров рейтинга не изменилась.

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта за счет снижения госдолга на 26% и роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, Вологодской области, Чукотском автономном округе и Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10–20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 процентных пункта, и в Астраханской области – на 24,1 процентных пункта.

Рост госдолга при снижении нагрузки

По оценкам экспертов «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В городе Севастополе и Сахалинской области госдолг отсутствует. Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае.

Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4% уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области – объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

Прогнозы

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе.

Составители рейтинга нашли подтверждение этому. В Федеральном бюджете на 2017 год под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году. Эксперты «РИА Рейтинг» ожидают их дальнейшего сокращения.

К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ.

Специалисты предполагают, что в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов – в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

Банкротство регионов предполагает невыполнение денежных обязательств в поставленные сроки в достаточном объёме. Это также касается долгов по облигациям. Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности . На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион . Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.
    Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.
  • Нижний Новгород . Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область . Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает .
  • Брянская область . Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область . Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.
    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования - это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.

Особенности кризисного положения регионов-банкротов

Проблема имеет несколько граней:

  • Сложное экономическое положение в крае, которое обусловило необходимость во внешних заимствованиях.
  • Особенности финансового управления в определённой области.

Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

Представители Счётной палаты заявили, что темпы экономического развития сократились даже в тех областях, которые считались относительно преуспевающими. Уменьшился объём средств, выделяемых на развитие. К примеру, ранее этот объём составлял 22%. Сейчас уровень снизился до 13%.

По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

  1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
  2. Укрепление финансовой базы края;
  3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

  • Изменения в системе управления;
  • Перемены в управлении территорией страны;
  • Перестройка в области бизнеса.

Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

Комментарии экспертов

Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона - процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства . У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по , снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. изложены в прошлой статье.

Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

  • стоимость нефтяного ресурса;
  • приток зарубежного капитала;
  • кредитование потребителей;
  • повышение внутреннего совместного спроса.

На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

Что происходит после признания несостоятельности?

При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

  • Невозможность финансирования масштабных инвестиционных проектов и замыслов.
  • Невозможность прибегнуть к помощи долговой отрасли для обеспечения финансирования.

Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

Банкротство одного региона может также негативно повлиять на соседние области, так как все территориальные части страны объединены друг с другом. Это может повлечь за собой цепь дефолтов.

Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

  1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
  2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

Последствия банкротства

После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

  • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
  • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
  • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
  • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
  • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
  • Уменьшение или задержка зарплат.
  • Потеря инвестиционного потенциала области.
  • Смена местного административного состава.

Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.

Загрузка...