sum-naukaperm.ru

Повышение уровня эмпатии в работе с клиентами. Эмпатия в управлении персоналом

Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «вчувствование» и обозначает возможность осознавать и понимать внутренние переживания другой личности.

Если человек умеет определять эмоциональное состояние других людей , его называют эмпатом .

Впервые определения эмпатии в психологии дал Зигмунд Фрейд, говоря о необходимости для любого психоаналитика уметь поставить себя на место своего клиента.

Существует не только эмоциональная, но и эстетическая эмпатия, то есть возможность глубоко проникнуться художественным образом.

Данное понятие касается практически всех эмоциональных проявлений личности: как положительных, так и отрицательных. Если сострадание подразумевает умение сочувствовать в тяжелой ситуации, то эмпатия охватывает и другие чувства – гнев, страх, радость и т. д.

Различается и глубина проявления: некоторые люди откликаются на эмоции поверхностно, другие же полностью погружаются в мир чужих переживаний. Пока не существует каких-либо обоснованных объяснений. Нейробиологи полагают, что возникает данное явление благодаря работе так называемых зеркальных нейронов.

Без способности к эмпатии человек не может стать хорошим психоаналитиком или психологом. Это качество способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет создать с пациентом продуктивные рабочие отношения, которые будут способствовать решению личностных проблем человека. Многие люди, далекие от науки, связывают эмпатию с наличием сверхспособностей. Однако это не так: это свойство вполне объяснимо с научной точки зрения и ничего общего с экстрасенсорикой не имеет.

Важно отметить, что эмпатия возникает без участия интеллекта. Многие исследователи считают, что это врожденное качество личности, определяемое генетически.

В процессе развития личности способность к глубокому сопереживанию может либо усиливаться, либо, напротив, ослабляться. Зависит развитость от богатства внутреннего мира индивида, тонкости его восприятия, умения слушать собеседника и ряда других факторов. При помощи различных тренингов эмпатические возможности можно развивать (лишь в том случае, если они присущи личности изначально). Такие тренинги весьма полезны людям, которые по роду деятельности должны много общаться, и хотят развить свои коммуникативные навыки.

Классификация

В настоящее время в психологии выделяется несколько основных видов эмпатии:

  • эмоциональная, базирующаяся на подражании поведенческим реакциям других людей;
  • когнитивная, в основе которой лежат процессы мышления;
  • предикативная, проявляющаяся в виде способности прогнозировать поведение и эмоциональные реакции окружающих.

Вероятно, способность к такому восприятию заложена практически в каждом человеке изначально. И это свойство нужно развивать в себе, чтобы научиться более эффективному общению. Особенно это важно для людей, которые по роду профессии часто вступают в коммуникацию, например, для психологов, руководителей и педагогов.

Уровни эмпатии

Существует классификация эмпатов, основанная на глубине осознания чувств и эмоций окружающих людей. Прежде, чем переходить к классификации, стоит сказать несколько слов о людях, полностью лишенных способности к эмпатии. Как правило, этим людям недоступны не только чувства окружающих, но и собственные эмоции.

Определить, что чувствует другой человек, не эмпаты могут лишь по косвенным проявлениям, используя интеллект и аналитические умения. Эмоции для таких личностей - несколько пугающий, неконтролируемый фактор, который только затрудняет существование. Часто полное отсутствие эмпатического восприятия демонстрируют люди с шизоидной акцентуацией характера, более склонные к абстрактным логическим построениям, нежели чем к миру чувств и эмоциональных переживаний.

Полностью лишены данной способности социопаты: именно из-за отсутствия умения сопереживать другим они нередко совершают противоправные деяния, не осознавая, что это может принести боль окружающим.

Эмпаты способны определять собственные чувства и понимать, что переживают окружающие. При этом сопереживание для эмпатов - естественный процесс, который не требует интеллектуальных усилий и осознанности.

  1. Эмпаты 1-го уровня способны определять, что чувствуют сами. При этом доступны им лишь достаточно простые оттенки чувств. Могут воспринимать эмоции окружающих и не всегда умеют дифференцировать чужие эмоции от собственных.
  2. Эмпаты 2-го уровня
    прекрасно осознают, что такое эмоциональные переживания. Они способны намерено считывать чужие переживания, посмотрев в глаза человека или присмотревшись к его моторике.
  3. Эмпаты 3-го уровня , как правило, осознают собственные возможности. Они могут четко дифференцировать собственные чувства от чужих, причем определить состояние другого они могут без непосредственного контакта, например, во время телефонного разговора или даже переписки.
  4. Эмпатам 4-го уровня доступен весь диапазон чужих эмоциональных проявлений. Они могут осознавать чувства других без необходимости в непосредственном контакте. Можно сказать, что подобные люди обладают повышенной интуицией, которую нередко путают с экстрасенсорными способностями. При этом эмпаты 4-го уровня способны понимать не только эмоции, но и то, что стало их причиной.

    Кроме того, подобным людям удается без труда осознавать эмоции сразу нескольких личностей, с которыми они находятся в непосредственном контакте. Из эмпатов 4-го уровня получаются отличные психологи, психиатры, педагоги, врачи и даже следователи. Интересно, что такие личности умеют понимать даже эмоциональное состояние животных.

  5. Эмпаты 5-го уровня способны использовать свои способности для того, чтобы управлять эмоциями окружающих .

Диагностика

Чтобы понять, является ли человек эмпатом, необходимо определить у него наличие или отсутствие эмпатических черт характера. Проводится специальное тестирование, позволяющее выявить, способен ли человек понимать чувства окружающих. Для диагностики психологом А.Меграбяном была разработана специальная шкала эмоционального отклика. Как правило, этот тест используется при приеме на должности, требующие навыков сопереживать другим и понимать их эмоциональное состояние.

Развитие эмпатии

Многие люди хотят развить в себе рассматриваемую способность. Психологи утверждают, что сделать это возможно, но придется приложить много усилий и регулярно выполнять несложные упражнения:

  1. Активное слушание . Попытайтесь научиться слушать и задавать вопросы, которые позволяют как можно более полно раскрыть обсуждаемую тему и личность человека. Развить эмпатию помогает умение делиться собственными эмоциональными реакциями на услышанное («Когда ты рассказал мне это, мне было очень больно и неприятно»).
  2. «Убежище». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо занять комфортную позу. Попытайтесь представить себе свое личное убежище. Это может быть ваш собственный дом или придуманная хижина в лесу, домик на поляне или пещера в скале. Представьте свое убежище во всех подробностях. Это место должно вызывать чувство умиротворенности и покоя. Всякий раз, когда вы почувствуете необходимость в избавлении от тревоги, представляйте себе свое убежище: вы сразу же испытаете расслабление и снимете лишний эмоциональный «груз», что позволит лучше понимать собеседников.
  3. Научитесь говорить комплименты. Речь идет не о лести: просто не бойтесь сообщать окружающим, что вам нравится их прическа, что вы поражены их способностями и умениями в какой-либо сфере деятельности и т. д. Со временем это войдет в привычку, и вы станете гораздо более приятным собеседником. К сожалению, в нашей культуре больше распространена отрицательная обратная связь: люди с легкостью критикуют друг друга, при этом испытывая сложности с комплиментами и похвалой.
  4. Тщательно анализируйте собственное поведение. Не стоит думать, что это бессмысленное самокопание: анализируя свои поступки, вы сможете лучше понимать окружающих.

Чем старше становится человек, тем труднее ему развивать в себе эмпатию. Из-за своего опыта оценивать чувства окружающих становится непростой задачей. При этом способность к сопереживанию может редуцироваться, ведь эмпатам не всегда легко быть погруженными в чужие чувства.

Доказано, что чем выше рассматриваемая способность, тем более активно старается человек избегать споров и конфликтов. Если сделать этого не удается, эмпат постепенно ставит между собой и другими людьми невидимый барьер, что помогает ему пребывать в спокойном состоянии, одновременно уничтожая уникальную способность к вчувствованию в эмоциональный мир окружающих.

Развитие эмпатии у детей

Дети, как правило, обладают крайне выраженной эмпатией. Это помогает им изучать мир и собственную личность, выстраивать эмоциональные контакты с окружающими.

Эмпатия у ребенка зависит от того, насколько способность к сопереживанию развита у его близких. Отлично развивается эмпатия у детей, родители которых не испытывают проблем с собственными эмоциями и дарят малышу любовь и заботу. В такой семье у детей развиваются способности к альтруизму: понимая чувства других, ребенок с легкостью приходит на помощь окружающим. Воспитание эмпатии является задачей родителей ребенка.

Не стоит пытаться сделать ребенка эмпатом насильственно. В раннем возрасте малыш просто не поймет гневной родительской фразы: «Посмотри, ты довел сестру до слез!». Конечно, ребенок быстро осознает, чего от него хотят родители, и сможет изобразить наигранное раскаяние по поводу своего поступка.

Подлинным сопереживанием подобное поведение назвать нельзя. Родители должны своим примером показать, что такое эмпатия и для чего она необходима. К тому же, некоторые дети вовсе не предрасположены к такой способности: в этом случае следует одновременно с эмоциональной сферой работать над способностью понимать чужие переживания на интеллектуальном уровне.

Практическое применение

Практическое применение эмпатии возможно в следующих сферах:

  1. Руководство персоналом . Благодаря рассматриваемой способности можно понять, как сотрудники относятся к своей работе. Очень важна эмпатия для людей, которые занимаются продажами: они могут понять эмоции покупателя и разработать более эффективные стратегии продвижения товара.
  2. Психосоматика - область, лежащая на стыке психологии и медицины и изучающая связь между психикой и телом (сомой). В рамках психосоматики исследуются конфликты, приводящие к развитию различных заболеваний, типы характеров и личностей, выступающие в роли предрасположенности к тем или иным болезням и т. д.

    Считается, что психологический фактор играет немалую роль в развитии всех болезней за исключением травм. Даже инфекционные заболевания, так или иначе, связаны с психикой, ведь эмоциональный фон оказывает влияние на иммунную систему. Если врач является эмпатом, он сможет быстро определить, какие факторы вызвали болезнь, и выстроит с пациентом продуктивное общение, которое внесет огромный вклад в исцеление.

  3. Работа с мотивацией и исполнением желаний . В современном мире востребованы тренинги, направленные на выявление собственных целей и намерений. Эмпат способен прочувствовать, чего хочет другой человек на самом деле, что делает его крайне эффективным тренером.
  4. Педагогика . Педагог-эмпат способен найти индивидуальный подход к каждому ученику и выстроить психологический контакт даже с самыми трудными своими подопечными. Обычно такие педагоги не только способны донести материал любой сложности, но и оставляют неизгладимый след в душах своих учеников.

Эмпатия - весьма ценный навык, и если немного постараться, развить ее в себе может каждый. Не стоит отказываться от этого: эмпату куда проще дается повседневное общение с окружающими и он способен достичь огромных успехов в жизни, используя свои уникальные способности.

Видео на тему: Эмпатия. Чужая боль | Большой скачок

Есть в среде продавцов сформировавшееся и укоренившееся убеждение: отстаивать интересы компании нужно до последнего, предпринимая усилия для убеждения и переубеждения клиента. Есть расхожая шутка о том, что маркетолог – это слабохарактерный продавец.

Эти мнения вполне понятны и очевидны – раз работаешь в компании, зарплату платят в компании, то и интересы компании должны быть превыше всего. В очередной раз, услышав такое, я всегда поправляю: в общем-то, платит за все клиент, и заработная плата выплачивается всем сотрудникам из тех денег, что заплатил клиент. Услышав это, продавцы тут же соглашаются со сказанным – они, как никто, понимают, что потеря клиента означает недополученный бонус. Так когда необходимо отстаивать интересы компании любой ценой, а когда компромис с клиентом на условии клиента – это лучшее, что может быть?

Кейс про маркетинг, но не про продажи

Сегодня обсуждали с коллегой маркетинговым специалистом из Евросоюза один кейс, забавный для нас и вполне очевидный для тамошней практики продаж и маркетинга. Клиент обращается в автосалон с просьбой
Я только что купил у вас новую машину, проехал на ней всего сто километров, но теперь я сломал руку и я не смогу пользоваться авто длительное время. Могу ли я вернуть автомобиль в салон и получить полный возврат денег, уплаченных за него?

Ну так что, вернем с вами клиенту деньги? Повесим себе на шею заботы по продаже его б/у автомобиля?

– Эмпатический – не означает коврик для вытирания ног, – в этой или в иной формулировке, ответ от руководителя компании будет очевиден
– Быть может, если план по продажам новых машин будет скорректирован, – скажет продавец.
– Что получим взамен? – пожалуй, поинтересуется маркетолог.

Совершенно очевидно, что все мы, вроде бы как, делаем одно дело. Все понимаем, что деньги клиента определяют благополучие, но реакция на клиента и его проблемы, очевидно, совершенно разная. Почему?

Чем я тебе нравлюсь?

  1. Владелец строит с клиентом экономические отношения, в которых мерой качества отношений является прибыльность клиента;
  2. Коммерс во главу угла ставить товарно-денежные отношения, в основе которых – простота обмена товаров на их денежный эквивалент. Чем проще и стабильнее, чем "сам пришел и сам деньги принес" – тем выгоднее клиент;
  3. И только у маркетолога взрывается мозг, поскольку думать он должен:
  • о том, купит ли этот клиент завтра?
  • как шаг на встречу клиенту можно использовать в целях PR?
  • не открывается ли из этого это возможности?
  • или это проблема, которая потребует коррекции стратегий позиционирования и продвижения?
  • чем отказ от уступок может обернуться для репутации компании, марки?
  • и прочее и прочее.
Таким образом, с одной стороны реалии экономики, с другой – маркетинговые возможности.

Что отличает маркетинг от экономики?

Очень часто произношу фразу: "самые сложные события в жизни могут быть описаны парой простых формул из физики, химии и математики". Попробуем и сейчас простым описать сложное.

Формула экономической эффективности , которой экономисты, руководители, инвесторы, продавцы меряют все, что они пытаются делать:

Прибыль = S × C - Себестоимость - Затраты

S – средний чек;

Или так:

ROI = S × C / (Себестоимость + Затраты) × 100%

Если затраты низки и понятны – успех будет очевиден, достаточно обеспечить выручку – "пинать" продажников с целью обеспечить большее "C" и не разрешать им скидок, уменьшающих "S". На лицо простая трех факторная модель: "число клиентов – низкие затраты – прибыль".

Формула коммерческой эффективности

Выручка = S × C
Где:
S – средний чек;
C – среднее число покупок за отчетный период,


Вполне понятно, что погоня продавцов за клиентами оправдана, ведь это обеспечивает рост выручки. А заставит их держать цены и не дает им "ронять" среднюю цену продажи их руководитель. На вид – простая двух факторная "кардиналистская" модель: "число клиентов – выручка". Число: контактов, звонков, встреч, отгрузок – характеризует полезность менеджера. Число закупок за отчетный период – полезность клиента.

Формула маркетинговой эффективности

LTV = S × K t

Где:
LTV – пожизненная ценность клиента;
S – средний чек;
K t – число покупок за все время t

И это еще с учетом всех страданий и томлений, что вызывает у маркетологов каждое появление или пропадание клиента, но это не все...

Отчетный период

Понимаете в чем отличие? Экономика оперирует таким понятием, как "отчетный период". Все, что случается с затратами и доходами, в идеале, должно укладываться в отчетный период. Если что-то не укладывается, то в конце отчетного периода получаем недостоверность или неполноту данных, "минусы" в прибыли, доходы будущих периодов и прочие неудобные для текущего анализа недостоверности. Отчетный период, как правило, месяц и год. Если же, пытаясь обеспечить низкие затраты и повысить прибыльность, отказаться от затратных сделок и странных клиентов, то баланс выгод и затрат сойдется. Что будет в следующем отчетном периоде – это дело продавцов и маркетологов и это проблемы следующего отчетного периода.

Конечно же, под нажимом комерсов, экономисты соглашаются на такое "безобразие", как скользящий отчетный период (месяц, год), когда показатели эффективности снимаются на текущую дату и за месяц, квартал или год до этой даты (скажем, не с 1-го января по 31 января, а с 22 февраля этого года по 21 февраля след. года) , но важное все равно упускается – отчетным периодом не меряется жизнь. В месяц или год не умещаются взаимоотношения с клиентом. Длинные сделки на закрыть за месяц, как ни упирайся. До конца квартала деньги от клиента ну никак не хотят приходить на расчетный счет...

Разные модели

Хотите покажу на примере, чем экономическая эффективность отличается от маркетинговой эффективности?
Вот такой кейс…


1). Экономика первого месяца такова:
500р - 1300р. = - 800р.
Первый месяц привлечения этого клиента принес вам чистый убыток - 800р.
Экономический вывод простой – реклама в Яндекс Директ не эффективна, больше рекламу не делаем

2). Если же отслеживать покупки клиента и дальше, то...
Экономическая эффективность рекламы и взаимодействия с клиентом дальше:
-800р. + 1200р. = +500р.

3). В третьем месяце:
+500р + 2000р. = 2500р.

4). Таким образом этот клиент принес вам за три месяца: 2500р. - 1300р. = 1200р.

Теперь представим:

  1. Что если этот клиент, кликнув на вашу рекламу вообще ничего не купил на сайте, а приехал с пачкой денег к вам в офлайновый магазин? Что с эффективностью вашей рекламы? получается, что она вообще не эффективная, ибо доказательств первопричины рекламы в покупке этого клиента нет? Так, уважаемые перформанс-рекламисты?
  2. Что, если в первый месяц клиент захотел вернуть вам товар по той или иной причине, а вы ему отказали… Обиженный клиент не покупал у вас на протяжении последующих месяцев, да к тому же, запостил негативный отзыв, чем отвадил от вас еще двух клиентов.
  3. А ведь есть еще и длинные продажи, есть . Есть клиент, который запросто в первый месяц зайдет на ваш сайт и вообще ничего не купит. Посмотрит и уйдет думать на месяц...
Представили?

Вот очевидная разница в подходах оценки эффективности взаимоотношения с клиентом, с использованием экономической (бухгалтерской) модели и маркетинговой. Вот от этой не математической сложности отношений, которая не может быть представлена простой двух факторной зависимостью (побегал – получил), маркетинг не понятен коммерсам и финансистам. Ну они-то не понимают – бывает, но это же жизнь, так живет рынок и клиенты на нем!

И все-таки маркетинг...

Друзья, очень важно найти возможность обеспечить потребность тех людей, у которых вы работаете, но интересы тех, для которых вы работаете, вынуждено заставляют вас сопереживать людям. Без такого сопереживания вы не можете сдвинуть их и взаимоотношения с ними с того места, где они застряли. Без возвратов товара, реструктуризации долга, рибейтов в случае если они... и схем учета их нестандартных интересов, вы не можете помочь своей же компании, в конце концов, двигаться в том направлении, в котором стремитесь.

Но вполне возможно, что ваш анализ возможности для соучастия приведет вас к тому, что вам нужно будет сказать «нет». Конечно, запрос клиента к автодилеру о возврате авто – это эгоистичный запрос. Дилерский центр может и понести убытки, если возврат денег и повторная продажа – это сложный и затратный менеджмент.

Впрочем, эмпатия не требует от вас достать из кармана деньги и подарить их клиенту, который, к тому же, и подрывает бизнес, который вы создали для обслуживания других. Принять решение о том, удовлетворить ли клиента полностью, частично или "послать" его – это, в каждом случае, разные решения, но руководствоваться надо не только экономикой отчетного периода, совестью, но и LTV.

И уж если маркетинговая ценность этого клиента не велика и клиент заслуженно будет "послан", то эмпатия все равно должна присутствовать. Она в том, что вы видите его боль и показываете клиенту это. В том, что вы понимаете, что отказав, вы, скорее всего, потеряете его навсегда. Она в том, что вам действительно очень жаль эту потерю.

Бредовость просьбы, совершенно не должна отменять поиск резервов для сочувствия и помощи или хоть бережного отношения к клиенту и аккуратности в коммуникации с ним. Правда и то, что отсутствие резервов и нежелание продолжить отношения с этим клиентом – это, часто, от совершенно не верной модели расчета выгодности клиентов, от нежелания, от "отчетного периода" и от "такая у нас политика"...

Понимание написанного коммерсами и владельцами – это и есть попытка взглянуть, как маркетинговый специалист, не маркетинг-менеджер, но как "рыночник". Поиск причин для продолжения контактов с клиентами – это и есть философия маркетинга и маркетинговый подход к рыночной деятельности. Донести это до коммесов – это задача маркетолога.

Очень важно, когда в окружении есть люди, которые искренне могут тебя поддержать, войти в твое положение, сопереживать. Такие свойства присущи, к сожалению, не всем. Это эмпаты, люди, имеющие способность чувствовать внутренний эмоциональный мир других.

По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания сквозь самого себя.

Эта статья поможет узнать, как развить эмпатию.

Эмпатия - это не просто способность сопереживать и чувствовать чужую душу, а умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.

Эмпат - тот человек, которому подвластно собственное подсознание.

Эмпатия - не прочтение внутреннего эмоционального мира другого человека по его мимике и жестам. Истинному эмпату все это не нужно.

Эмпатическое общение имеет несколько уровней. Проще говоря, это словно прожить иную жизнь, при этом нужно оставить свою и проникнуть в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений оппонента.

Если возможно, то как развить эмпатию?

Эмпатия - сопереживание осознанное, ему можно научиться, но крайне сложным это покажется для людей, которые никогда ранее не чувствовали. В одно мгновение невозможно измениться. На это потребуется много времени, для начала необходимо изменить свои убеждения.

По мнению психологов, это природный дар, поэтому, если есть задатки эмпатии, ее можно натренировать и усовершенствовать.

Развитие эмпатии

  1. Начинайте прослеживать жестикуляцию и мимику других людей. Это поможет научиться чувствовать их эмоциональное состояние. Следите за людьми, изучайте черты характера, наблюдайте со стороны. Это поможет не просто многое узнать, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки. Вы посмотрите, как ведет себя личность в разных ситуациях, в каких больше нервничает либо проявляет волнение.
  2. Разбудите в себе чуткость по отношению к окружающим, помогайте всем, кто нуждается в помощи, в силу своих возможностей.
  3. Практикуйте методику слушания. Это самый важный пункт. Нужно научиться слышать другого человека. Отдаться этому процессу всецело и глубоко, не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать негативных выводов, не ставить каких-либо установок. Нужно просто оголить душу, оставить все за пределами своего «Я» и полностью погрузиться в оппонента.
  4. Беседуйте с посторонними людьми. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека, плачущего, подойдите, попробуйте утешить. Не стоит сразу лезть с расспросами, люди разные, есть закрытые. А некоторые с радостью откликнутся на ваше предложение помощи, порой постороннему человеку легче поведать о своих житейских проблемах.
  5. Читайте книги, художественные и научные, любую литературу, которая поможет вам в самосовершенствовании. Изучайте методики, практикуйте их. Делайте выводы из прочитанного. Это обязательно пригодится на практике. Все это поможет развить способность эмпатии.
  6. Проникнувшись чувствами другого человека, проверьте себя, правильно ли вы их определили.

Таким образом, можно разобраться, как развить эмпатию.

Хорошим тренингом станет участие в постановке артистических этюдов. Это прекрасная практика в запоминании лиц, в умении взглянуть на себя со стороны, перевоплощаться в других людей, птиц и даже животных.

Как развить эмпатию еще? В этом помогут также ролевые игры, танцы, просмотр трогательных фильмов, слушание хорошей музыки. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.

Как развить эмпатию у взрослого? Этого можно добиться на специальных тренингах. Лучше тренироваться в компании группы людей. Это могут быть родственники, семья, коллеги или друзья.

Как развивать эмпатию: упражнения

  1. Нужно угадать эмоцию. Каждому участнику игры раздаются листки, на которых описано определённое чувство. И по очереди один изображает его, все угадывают.
  2. «Отражение в зеркале». Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого - все повторить, отразить. Это упражнение проводится парами. Через несколько минут люди меняются ролями.
  3. «Разговор по телефону». Один человек якобы говорит по телефону, не произнеся при этом ни слова, задача другого - угадать, с кем он беседует.

Это лишь малый перечень игр и упражнений для развития эмпатии. На самом деле их огромное число, и поэтому для себя можно выбрать подходящий вариант определенно.

Ну и вот, чувство эмпатии развито у взрослого.

Какой он, этот уникальный человек - эмпат?

Люди, достигшие путем самосовершенствования высокого уровня эмпатии, во-первых, очень добры, и это неподдельное качество. Во-вторых, сострадательны, искренни, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять кого-либо в собственных неудачах. Милосердны.

Эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе они могут привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья.

Быть эмпатом - это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире, стране, социуме, скольких бы удалось избежать войн, бед и несчастий. Поэтому и взрослым, и детям нужно развивать способность эмпатии.

Стоит ли развивать эмпатию у ребенка?

Конечно, да. Это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность.

Первые позывы эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей. Двух- и трехлетние детки уже познают эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.

Развитие продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте они умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место.

Если же просматривается которая проявляется в отношении других детей и даже игрушек, стоит бить тревогу. Необходимо с этим бороться, чтобы потом не пришлось решать еще большие проблемы.

Судить об эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Если они обладают вышеприведенными качествами, то и дети станут эмпатами, безусловно.

Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической обстановки, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности.

Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях. Почему? Потому что сострадание и сочувствие - это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами.

Итак, теперь понятно, почему надо развивать эмпатию у детей.

Развитие эмпатии у подростков

Семья - это фундамент. Ее стены - это любовь, уважение, взаимопонимание, ласка, сопереживание, вежливое общение с детьми. Ребенок не может самостоятельно развить в себе эмпатию. Он плохо понимает чувство боли. Поэтому у тех подростков есть задатки эмпатии, которые жили в нашем воображаемом доме.

Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии.

Обладать эмпатией - значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.

Каким образом развить эмпатию у детей?

Лучший опыт передается посредством игр. К примеру:

  1. Можно прочесть насыщенную эмоциями сказку, а потом с детьми обсудить каждого героя, описать их черты характера, подвести некий итог.
  2. Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, и морские обитатели, что бы они могли поведать?
  3. Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или ничего не поняли? И что ощутили, оказавшись у него в животе?

Через ролевые игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека.

Пусть ребенок придумает сказку от имени лисы или жирафа, которые живут в зоопарке, а потом на воле.

Что чувствует листочек, когда его срывают с дерева или куста?

Можно проводить игры на ассоциации, к примеру, показывать детям разные предметы или фигурки. Конечно, они поймут, что они все отличаются, и можно провести параллель, что люди также разные, но их нужно понимать, чтобы всем было хорошо, уютно жить и существовать вместе.

Благодаря вышеприведенным примерам понятно, как развить эмпатию у ребенка.

Ее нужно развивать! Это сделает наш мир добрее и качественнее. Люди все чаще замыкаются в себе, думают только о своей личной жизни, чужие проблемы их не волнуют. Это страшно. Если каждый начнет задумываться над этой ситуацией и решать ее, всем станет легче жить и взаимодействовать друг с другом.

Эмпатия представляет собой сознательное сопереживание другому человеку. Таким образом, термин «эмпат» подразумевает индивидуума, который может переживать за иного человека. Эмпатия как сопереживание значительно отображается в дальнейшем формировании и развитие так называемого эмоционального .

Имеется в виду, что она делает возможной оценку состояния эмоций иного индивидуума, опираясь на его мимику, жесты и выражения. Однако, помимо непосредственного анализа, эмпатия также делает возможным само понимание эмоций другого человека или группы людей.

Специалисты отмечают, что такое свойство полезно людям, чья работа связана с контактированием с людьми – менеджеры, врачи, педагоги, воспитатели. При этом свойство эмпатии закладывается и практически прекращает развиваться в дальнейшем уже в детском возрасте. Также стоит подчеркнуть тот факт, что для развитых эмпатов опасным чувством является страх.

Это объясняется тем, что такие люди не избавляются от своего или же чужого страха легко, постоянно отыскивая свои личные методы коррекции состояния. Они также некомфортно чувствуют себя в различных конфликтных ситуациях, поскольку эмпатам не свойственная склонность к борьбе. Чаще всего они предпочитают отойти в сторону. Уступить даже ценой своих собственных интересов.

Эмпатия крепко взаимосвязана с понятием симпатии. Каждый человек непроизвольно тянется лишь к тем, кто способен его понять и сопереживать, при этом отталкивая от себя других людей. Любой индивид стремится видеть вокруг себя лишь тех, кто всецело понимает его и принимает лишь таким, каков он есть на самом деле.

Формирование и развитие эмпатии

Принято выделять несколько уровней способности к сопереживанию. Конечно, несмотря на все трудности можно развивать в себе эмпатию, однако если человек ранее не владел этим качеством, то для него это становится в крайней степени затруднительно. Нельзя в одно мгновение изменить для себя весь мир и научится смотреть на него иначе, чувствуя эмоции других людей. Формирование и развитие эмпатии происходит лишь со временем, а также требует немалых усилий и внимания.

Следует понимать, что эмпатия не ограничивается простым пониманием и сочувствием – это полное понимание, всех ощущений другого человека так, будто это происходит с вами же на самом деле. Эмпатия как форма сопереживания заключает в себе умение очень тонко чувствовать весь спектр переживания абсолютно чужой, посторонней жизни.

Развитие способности к эмпатии может заключаться в нескольких этапах. Первый из них подразумевает формирование навыков распознавания различных эмоций и чувств другого человека. Для этого необходимо уметь выделять жесты людей, нотки и тон голоса, которые всегда подсказывают и дают понять, в каком состоянии находится человек и что он ощущает на самом деле.

Следует помнить, что понятие эмпатии базируется на способности перекладывания чужого мира и эмоциональных всплесков на себя самого. Это достаточно сложно, так как потребует дополнительные изучения особенностей мимики, жестов и тембра голоса. Вы можете начать практиковаться на своих знакомых и близких: встречайтесь с ними как можно чаще, научитесь связывать их движения и привычки с настроением, отмечайте каждую деталь в их внешности, поскольку любая мелочь может о многом рассказать.

Следующий уровень эмпатии всегда наиболее сложный. Он подразумевает уже конкретное овладение определенными навыками, своеобразное вживание в «роль». Смысл заключается в том, чтобы перенять на себя все повадки человека, которого вы желаете хорошо прочувствовать. Вы должны научиться повторять его голос, манеру речи, жесты и мимику, некоторые другие особенности, которые выражают его эмоциональный настрой. Для достаточно легкого, но вместе с тем сильного «внедрения» в образ чужой личности необходима сильная эмоциональная реакция.

Когда эмпат словно «сливается» с личностью, которой он сопереживает, он способен не только чувствовать ее состояние и эмоции, но также и предугадать дальнейшее поведение в будущем. О таких людях говорят, что они проживают чужую жизнь полностью, ощущая все эмоции и всплески, но при этом не осуждая данного человека и не подвергая его критике.

Последний уровень развития эмпатии является не только заключительным, но и самым важным. Дело в том, что настоящий эмпат обладает способностью не только входить в состояние сопереживания, но также и контролировать его. Смысл данной способности заключается в том, что таким образом эмпат может вывести себя из определенного негативного состояния, если оно является для него губительным.

В то же время такой человек может также вывести из негативного состояния и того индивидуума, которому он сопереживает, помогая справиться с очевидной проблемой. Говоря иначе, эмпаты способны влиять на эмоции как свои, так и своего собеседника.

Подростковая эмпатия

Как только человек рождается, запускается непрерывный механизм его развития и совершенствования, на который достаточно сильно влияет его семья и окружение. Общение с родителями и своими близкими – это важная часть формирования и развития эмпатии каждого человека.

По сути, подросток не способен самостоятельно зародить в себе и развить данную способность, поскольку ощущает нехватку опыта. Наиболее часто эмпаты подрастают в семье, где ребенку в достаточной степени привили чувство заботы, тепла и любви. Подростковая эмпатия возможна лишь в том случае, когда сами родители способны, или хотя бы стараются, понимать чувства и переживания своего ребенка.

Если подросток переживает нарушение контактов со своими родителями, постоянные конфликты и недоговорки – это может отрицательно повлиять на его психику, заставить замкнуться, отстраниться от людей в целом. По сути, для формирования эмпатии необходима семья, в которой принята атмосфера доверия, общения и взаимопонимания.

Эмпатия кажется абсолютно позитивным понятием: необходимость сопереживания ближним подтверждают всевозможные моральные авторитеты - от Библии до современных ученых. Но что, если задуматься о негативных последствиях эмоциональной чуткости? Пол Блум, профессор психологии из Йельского университета, написал о том, что возможности эмпатии сильно переоценены, а ее недостаток не обязательно делает вас плохим человеком. Т&P перевели основные тезисы.

Когда меня спрашивают, над чем я сейчас работаю, я часто говорю, что пишу книгу об эмпатии. Люди обычно расплываются в улыбках и кивают, но затем я добавляю: «Я против эмпатии». Это часто вызывает неловкие смешки.

Вначале подобная реакция меня изумляла, но потом я понял, что выступать против эмпатии - это как заявить, что ты ненавидишь котят: заявление настолько дикое, что оно может быть лишь шуткой. Еще я научился прояснять терминологию и объяснять, что я не выступаю против морали, милосердия, доброты и любви, против того, чтобы быть хорошим соседом, совершать правильные поступки и делать мир лучше. Я утверждаю другое: если вы хотите быть хорошим человеком и делать хорошие дела, эмпатия - плохой ориентир.

Слово «эмпатия» употребляется в разных контекстах, но здесь я использую самое распространенное значение, которое отсылает нас к тому, что философы XVIII века вроде Адама Смита называли сочувствием. Это процесс восприятия мира глазами других людей, способность встать на их место, прочувствовать их боль. Некоторые исследователи также используют этот термин для более хладнокровных процессов оценки того, о чем думают окружающие: их мотиваций, планов, убеждений. Иногда это называется когнитивной эмпатией в противовес эмоциональной. Я буду придерживаться этой терминологии в своих рассуждениях, но стоит помнить о том, что эти два вида эмпатии связаны с различными мозговыми процессами (у вас может быть развит один вид эмпатии и неразвит другой) и что большинство дискуссий о важности эмпатии для морали фокусируются на ее эмоциональном аспекте.

Определенным уровнем эмпатии мы наделены с рождения: вид и звуки чужих страданий неприятен для маленьких детей, и, если у них есть такая возможность, они стараются помочь, поглаживая и успокаивая расстроенного человека. Это не уникальная человеческая черта: приматолог Франс де Вааль , что шимпанзе часто обнимают и поглаживают жертву чьего-либо нападения. Эмпатия может возникать автоматически, даже против нашего желания. Адам Смит описывает людей «с деликатными чувствами», которые, заметив рану или язву у нищего, «способны чувствовать неприятное ощущение в той же части своего тела». Способность к эмпатии также может расширяться за счет воображения. В одной из своих речей до вступления на президентский пост Барак Обама подчеркнул, насколько важно «видеть мир глазами тех, кто отличается от нас - голодного ребенка, уволенного сталелитейщика, семьи, которая потеряла все после урагана… Когда вы мыслите таким образом, вы расширяете границы беспокойства за других людей, независимо от того, близкие ли это друзья или незнакомцы - и тогда становится сложнее ничего не предпринять, не оказать помощь».

«Большинство людей считают, что преимущества эмпатии так же очевидны, как и вред расизма: то есть слишком очевидны, чтобы требовать подтверждения»

Обама прав насчет последнего вывода - в обществе активно поддерживается то, что психолог Дэниел Батсон называет гипотезой эмпатического альтруизма: когда вы сочувствуете другим, больше вероятности, что вы им поможете. В целом эмпатия помогает размыть границы между вами и другим человеком, это могущественное средство против эгоизма и безразличия.

Большинство людей считают, что преимущества эмпатии так же очевидны, как и вред расизма: то есть слишком очевидны, чтобы требовать подтверждения. Мне кажется, это ошибка. Я считаю, что определенные аспекты эмпатии делают ее плохим ориентиром в социальной политике. Эмпатия полна предубеждений: мы более склонны сочувствовать привлекательным людям, тем, кто похож на нас или имеет такие же этнические корни. И она очень ограничена: она связывает нас с отдельными индивидами, настоящими или воображаемыми, но делает нечувствительным к количественным различиям или статистическим данным. Как сказала мать Тереза: «Если я буду смотреть на толпу, я никогда ничего не сделаю. Если я посмотрю на одного человека, то начну действовать».

В свете этих нюансов наши общественные решения будут более справедливы и высокоморальны, если мы попробуем абстрагироваться от эмпатии. Наша политика станет лучше, когда мы поймем, что сто смертей хуже, чем одна, даже если мы знаем имя этой единственной жертвы. И признаем, что жизнь человека в далекой стране не менее ценна, чем жизнь нашего соседа - даже если наши эмоции тянут нас в другую сторону.

Но если вы принимаете этот аргумент, есть и другие аспекты, кроме общественной политики. Представьте ваше ежедневное общение с родителями и детьми, партнерами и друзьями. Пусть эмпатия не улучшает нашу политику, но она кажется абсолютным благом, когда дело касается личных отношений, - чем ее больше, тем лучше.

Я верил в это раньше, но теперь уже не уверен.

Один из наиболее вдумчивых защитников эмпатии - психолог Саймон Барон-Коэн. В выпущенной в 2011 году книге «Наука зла» он утверждает, что идея зла должна быть заменена на «разрушение эмпатии» и что высокий уровень эмпатии делает добродетельными отдельных людей и целые общества. Люди различаются по способностям к эмпатии, и Барон-Коэн предлагает шкалу от 0 (полное отсутствие эмпатии) до 6, когда человек все время фокусируется на чувствах других, - своего рода постоянная гипервозбудимость. Ученый описывает личность шестого типа:

«Ханна - психотерапевт, и у нее есть дар настраиваться на ощущения других людей. Когда вы заходите в ее гостиную, она читает эмоции по вашему лицу, осанке, походке, осанке. Первый вопрос, который она задает, - «Как у вас дела?», но это не формальная банальность. Ее интонация звучит как приглашение доверять, раскрываться, делиться. Даже если вы ответите короткой фразой, ваш тон раскроет ей ваше внутреннее эмоциональное состояние, и она быстро продолжит: «Вы кажетесь немного грустным. Что вас расстроило?»

Не успев осознать происходящее, вы уже раскрываетесь перед этим отличным слушателем, который прерывает вас только затем, чтобы успокоить или выразить заботу, отразить ваши ощущения, иногда предлагая мягкие слова поддержки, чтобы вы почувствовали свою значимость. Ханна ведет себя так не потому, что это ее работа. Она одинаково держит себя с клиентами, друзьями и даже незнакомцами. Она испытывает бесконечную потребность сопереживать».

Легко понять, почему она впечатлила Барона-Коэна. Ханна выглядит хорошим терапевтом, и кажется, что она могла бы быть хорошей матерью. Но представьте, каково быть ей. Ее забота об окружающих не вызвана каким-то особенным к ним отношением, для нее все равны: и друзья, и незнакомцы. Ее драйв невозможно контролировать или остановить. Ее опыт - противоположность эгоизму, но столь же экстремальная.

К тому же за столь сильную способность к эмпатии приходится расплачиваться. Люди с таким синдромом часто вступают в ассиметричные отношения, когда они поддерживают других, но сами не получают достаточной поддержки. Они также больше склонны страдать от депрессии и тревожного расстройства. Способность чувствовать чужую боль приводит к тому, что психологи называют эмпатическим стрессом. Можно противопоставить это состояние неэмпатическому сочувствию - более дистанцированному проявлению любви, доброты и заботы. Стоит поподробнее остановиться на этом различии, потому что фанаты эмпатии тут начинают путаться, считая, что единственная сила, которая может мотивировать человека на добрые дела, - это эмпатический порыв. Но это ошибка. Представьте, что ребенок вашего друга утонул. Высокоэмпатическая реакция в такой ситуации - испытывать то же, что испытывает ваш друг, то есть огромное горе и боль. Это не особо поможет - вы только переживете эмоциональное истощение. В противоположность этому сочувствие включает в себя заботу и любовь к своему другу, и желание помочь, но оно не требует разделить все его мучения. Врачи заботятся о больных, не испытывая эмоциональной эмпатии, и именно их спокойствие и хладнокровие иногда является лучшей поддержкой.

Когда мы думаем о людях, которые находятся на другом конце шкалы Барона-Коэна, - на нуле, мы обычно подразумеваем психопатов (или социопатов, или людей с асоциальным расстройством - обычно все эти термины используются как синонимы). В поп-культуре психопаты служат воплощением зла: этот термин описывает как хищных топ-менджеров и черствых политиков, так и серийных убийц вроде Ганнибала Лектора.

Существует стандартный тест-опросник, выявляющий психопатию, разработанный психологом Робертом Хейром. Для многих людей главный пункт теста - «черствость/отсутствие эмпатии». Тут проводится грань между эмоциональной и когнитивной эмпатией, так как многие социопаты отлично понимают, что происходит в голове у других людей, что позволяет им быть отличными манипуляторами. Но они неспособны разделить чужую боль - поэтому психопаты настолько плохие люди.

«У людей с синдромом Аспергера и аутизмом низкий уровень как когнитивной, так и эмоциональной эмпатии. Несмотря на это, они не показывают никакой склонности к насилию и эксплуатации других»

Что насчет агрессивного поведения в целом? Агрессивные люди менее способны к эмпатии? Даже я, скептик, могу представить, что есть какая-то тонкая связь между эмпатией и агрессией, предположив, что человеку с большими способностями к состраданию будет неприятно причинять боль другим людям. Но недавно полученные данные, суммирующие результаты всех доступных исследований о связи эмпатии и агрессии, приводят к другому заключению. Согласно этим данным, связь очень слаба.

Решающим тестом на проверку теории о том, что низкий уровень эмпатии делает людей плохими, было бы изучение группы людей, которым недостает как эмпатии, так и других черт, ассоциированных с психопатией. Такие люди существуют. Барон-Коэн обращает внимание на то, что у людей с синдромом Аспергера и аутизмом низкий уровень как когнитивной, так и эмоциональной эмпатии. Несмотря на это, они не показывают никакой склонности к насилию и эксплуатации других людей. Более того, они часто следуют строгим моральным правилам и скорее становятся жертвами насилия, чем его инициаторами.

Считаю ли я, что эмпатия нерелевантна или разрушительно действует на наши отношения с людьми? Это было бы слишком жестким заключением. Существует множество исследований, которые находят корреляцию между уровнем эмпатии и готовностью помочь человеку. Многие из них проведены некачественно. Они часто измеряют эмпатию через самонаблюдение участников, так что неизвестно, с чем имеют дело ученые: с реальным уровнем эмпатии или представлениями людей о самих себе. Тем не менее есть некоторые научные подтверждения того, что высокая способность к состраданию увеличивает вероятность альтруистического поведения, так что было бы ошибочно отвергать роль эмпатии в человеческой морали.

Но мы знаем, что большая способность к эмпатии не делает человека хорошим, так же как слабые способности к эмпатии не делают человека плохим. Добродетель больше связана с дистанцированным сочувствием и добротой, с интеллектом, самоконтролем и чувством справедливости. А быть плохим человеком - это прежде всего не заботиться об остальных и быть неспособным контролировать свои аппетиты.

Загрузка...